Xpoint
   [напомнить пароль]

Компьютер и музыкант

Обратите внимание - данная статья написана в 2002 году. На текущий момент на рынке музыкального и компьютерного оборудования произошло множество изменений.
Однако подходы и основные модели описанные в статье еще присутствуют на рынке (полупрофессиональное оборудование дешевого класса развивается более медленными темпами, чем компьютерная отрасль в целом, поскольку здесь предъявляются соверешенно другие требования).

Оглавление

Введение

Совсем недавно, всего полвека назад, аранжировщики и композиторы писали партитуры только с помощью карандаша и нотной бумаги. Затем появились компьютеры. Сейчас, практически ни один композитор, особенно "легкого" жанра не может (а, вернее, не хочет) обойтись без электронного "оркестрозаменителя". Но, к сожалению, в России очень тяжело приживается все новое, и в музыкальных учебных заведениях еще не обучают работе с компьютером. Именно для тех людей, которые хотят работать с компьютерным звуком, но, к сожалению, ничего не знают по этой теме, и написана эта статья.

Звуковая карта

Устройство для записи и воспроизведения звука на компьютере называется звуковой картой. Далее описаны основные процессы работы звуковой карты, с которыми необходимо ознакомиться для последующей работы.

Midi

Наверняка каждый из вас во время разговоров, в интернете, по телевидению, или гденибудь еще, хоть раз слышал такой термин как midi. В любом случае, в основе всей компьютерной музыки (я имею в виду не стиль произведения, а исполнение: так компьютерной музыкой можно назвать и танцевальную песню, но и классическую аранжировку, исполненную на PC) лежит использование midiкоманд. Грубо говоря, Midi последовательность числовых команд устройству, для дальнейшего их преобразования и воспроизведения.

Наиболее простой пример — это нажатие клавиши любого синтезатора. Здесь на звуковой модуль (это то же самое, что звуковая карта в компьютере) подается команда воспроизведения звука, в которой сообщается о цифровом значении нажатой клавиши (за каждой нотой стоит определенный двоичный код, получая который звуковой модуль проигрывает заранее заложенный в него звук данной высоты), о скорости нажатия — Velocity (в зависимости от которого звук проигрывается с определенной громкостью), и, наконец, когда вы отпускаете клавишу, появляется команда, об окончании воспроизведения. Этот момент понятен, но это только начало. Какие команды получает звуковая карта при воспроизведении, например, записанной на диск рок композиции? А это уже следующая тема.

Цифровой звук: оцифровка и воспроизведение

Положим, что с midi все ясно, но как происходит запись "живого" звука на компьютере? Ведь не может же машина получить сигнал типа "рот открыт", или "стул упал". Но как это ни странно в основе записи и воспроизведения музыки компьютером лежит то же, что и в основе midi. Здесь так же подаются некие команды на звуковую карту. Но если midi-сообщения содержат информацию о том что надо сделать с данным звуком, то в случае воспроизведения музыки подается серия команд, о том какой сигнал надо выпустить из звуковой карты. Другими словами: ток какого направления, частоты и т.п. должен идти с выхода звуковой карты. В результате по проводам на усилитель вашей акустической системы (колонки, усилитель) идет тот же сигнал, который идет, например, в момент проигрывания кассеты. Но каким образом карта понимает, что за сигнал на нее попадает? Для этой цели и существует такая часть любой звуковой карты, как DSP. DSP — абривиатура от digital signal processor, что переводится как "процессор цифрового сигнала". Это самая сложная и главная часть любой звуковой карты. Задача DSP — преобразовать аналоговый ("живой") сигнал в цифровой и обратно. Так, если вы записываете голос, то DSP рассчитывает, грубо говоря, каким числом заменить данную звуковую волну. При воспроизведении происходят действия обратные оцифровке. В названии некоторых звуковых карт часто встречается число вида 1648, 2496 и т.д. Это число показывает разрядность в Битах (первые два числа), и частоту дискретизации в килогерцах (последние два числа). Частота дискретизации показывает, сколько раз за одну секунду передается информация о файле. Разрядность — сколько Бит передается каждый раз. Например, число 2496 означает, что при проигрывании, записи звука, на DSP, за одну секунду, 96 тысяч раз передается 24 Бит информации.

Аудио редакторы

Разобравшись с основными процессами, происходящими при оцифровке сигнала, можно перейти к описанию программного обеспечения, созданного для работы с цифровым звуком. С целью удобной обработки сигнала созданы специальные программы — аудио редакторы. Эти программы представляют собой удобный интерфейс (внешний вид), позволяющий управлять оцифровкой, а записанный сигнал отображается в виде графика зависимости громкости от времени. Подобный вид упрощает задачу обработки звука, так как появляется возможность работать "не в реальном" времени, и с такой точностью, какую на слух, даже заметить, не то что исправить очень тяжело.

Семплеры и секвенсоры

Следующие два вида программ нельзя описывать в разных разделах, так как они зависят друг от друга. Семплеры и секвенсоры созданы, в отличие от аудио редакторов, непосредственно для создания музыки, хотя функции записи и обработки в них присутствуют.

Секвенсоры — программы управляющие звуковой картой при помощи midi-сообщений. Подобно описанной выше схеме работы синтезатора, секвенсоры посылают на звуковую карту команды воспроизведения звуков. А вот для управления цифровым звуком существуют семплеры.

Семплеры — программы позволяющие загружать в память звуковой карты или компьютера цифровой звук, как midi-инструмент, подчиняющийся midi-командам. Как происходит работа семплера совместно с секвенсором?

Сначала вы загружаете в семплер какойлибо звук (семпл). Далее происходит обработка сигнала, транспонирование (перенос по тонам) и запись его в память. Когда от секвенсора поступает команда, она идет на семплер, и уже он обрабатывает ее, и посылает на DSP цифровой, уже транспонированный и измененный, согласно команде, сигнал. На рис.2 изображен популярный секвенсор "Cakewalk Pro Audio".

"Железо"

Ежедневно в компьютерных фирмах приобретается множество настольных компьютеров. Не малая часть из них покупается для работы со звуком. Но, зачастую покупая такой компьютер человек, просто не представляет, что именно должно входить в его состав, и покупает компьютер в какой-либо фирме, не специализирующейся на звуке, где продавцы предлагают готовую комплектацию, предназначенную для совершенно других целей. Это связанно, в первую очередь, с ассортиментом магазина (в основном, компьютерные фирмы рассчитаны на продажу офисных и игровых машин). Кроме того, в компьютерных фирмах продается очень дорогое программное обеспечение, а любой, даже самый лучший специалист будет рекомендовать то, что предпочитает он. Данная статья написана именно для людей, которые собираются заниматься музыкой на компьютере, и покупать аппаратуру для домашней компьютерной студии.

Начнем же мы с самого начала: что купить, что бы и недорого, но и работало? Конечно профессиональная студийная машина, стоит не мало, но если говорить о домашнем музыкальном компьютере, то, как правило, он выходит по цене не дороже обычного "игрового". То, что я буду писать далее — это минимальные условия (вернее, рекомендуемые минимальные).

В первую очередь, вы должны решить, что вам нужно от машины. Я упрощаю вам задачу, и привожу основные области работы со звуком: запись "живой" музыки, создание качественной компьютерной музыки, создание некоммерческой музыки (для себя и для друзей), и, наконец, композиция (просто создание произведений, предназначенных для исполнения живыми музыкантами). Вы можете выбрать несколько пунктов, но учтите, что при большей "разнонаправлености" машины, вы тратите лишние деньги (хотя для кого-то 100-200$ уже и не деньги :), и не забывайте про то, что чем больше техники, стоит в вашем ПК тем сложнее его настройка и обслуживание. Выбрали? Переходим дальше.

Теперь определитесь с тем, сколько денег у вас имеется, возьмите блокнот и ручку, и приступайте к подсчету.

Оперативная память

В принципе, для звука, оперативная память распределяется по принципу: чем больше, тем лучше. Поэтому я поясню только случаи когда оперативной памяти обязательно должно быть много. Во-первых, если вы профессионально занимаетесь электронной музыкой, то вам придется либо пользоваться семплером, либо сводить в формате "Wav", поэтому берите не меньше 256 MB.

Для работы с записью, в принципе, достаточно и 128, а, в крайнем случае, и 64 MB. В остальных случаях берите столько, на сколько хватит. Но сейчас оперативная память настолько дешева, и доступна, что в любом случае, я рекомендую не жалеть лишних 20-40$, а взять сразу 256 и более (я рекомендую 512 MB).

Процессор

Здесь все проще. P3-800, Celeron-800. Эти процессоры стоит покупать, во-первых, потому, что это последние модели перед P4 и его аналогами, и по стоимости, вам нет смысла брать P4, т.к. через несколько месяцев он очень сильно подешевеет. Кроме того P4 в принципе настолько неудачный процессор, что кое-где он стоит дешевле, чем P3. Вы спросите: а чем меня не устраивают процессоры 300 mHz, или еще ниже? Отвечу: не очень приятно ждать по 10 минут просчет графики в Samplitude 2496 или по 5 минут ждать, пока загрузятся звуковые банки в оперативную память. А в принципе 30$ можно и сэкономить (заплатить не 650, а 620 :)...

Жесткий диск, CD-ROM

Здесь тоже все просто. Hdd должен быть не менее 20Gb, т.к. музыка обрабатывается (сводится) в формате "Wav", а он занимает очень много места. Рекомендую 40Gb, со скоростью 7200 rpm.

CD-ROM дело каждого, но я советую покупать пишущий CD-RW привод. Это сэкономит вам место на винчестере (а возьмите, хоть 70Gb все равно через полгода вам его станет не хватать), а, кроме того, все студии принимают записи только на CD. Если вы, все-таки решили взять обычный CD-ROM, то не менее 32-х скоростей.

Все остальное мало связано со звуком и является личным выбором каждого, но материнские платы нужно брать с шиной не менее 100mHz. Теперь самая главная часть музыкального компьютера.

Звуковая карта

В принципе, звуковых карт существует великое множество, начиная от дешевых моделей и интегрированных моделей за 5-30$, и заканчивая профессиональными моделями за 1000$ и более. Но для домашней студии не требуется такое сильное качество (ввиду слабой акустической обработки помещения профессиональные карты только усилят шумы, и наводки от бытовой техники), поэтому я рассмотрю, только модели, наиболее интересные для начинающего музыканта. К таким моделям можно отнести карты "MidiMan", "SB Live!" и, "EgoSys". И так, что необходимо именно вам.

Начнем с самого дешевого. Если вам нужен компьютер только для набора нот, или для создания электронных композиций "для друзей", то вам вполне хватит и "SB Live!". Эта карта незаменима при создании компьютерной музыки. Встроенный Wave-синтезатор, позволяет добавлять в карту наборы звуков в специальном формате sf2. Я не буду вдаваться в технические подробности, т.к. на это не хватит и десяти статей, да и вряд ли это вам особо интересно. Хочу лишь сказать, что для музыканта лучше всего подходит серия 1024, которая, к сожалению, снята с производства. Новая серия 5.1 гораздо хуже (режим эмуляции dolby мешает четкому распределению тембров и только портит правильное восприятие фонограммы, для качественного ее сведения). Для записи звука эта карта не очень подходит, т.к. оцифровка у нее 16Bit, 48000 kHz, а сейчас уже мировым стандартом является 24Bit 96000kHz.

Карты серии MidiMan: Audiophile2496 и Delta. Эти карты предназначены для записи живых инструментов на компьютер и являются вполне профессиональными как для домашней, так и для небольшой коммерческой студии. Частота обработки у них уже 24bit 96000kHz. Конечно это карты более дорогие, но, работая на них, вы можете быть уверенны, что если что-то не получается, то виноват звукорежисер, исполнитель или какое-нибудь другое устройство (например, микрофон).

Разница между ними в том, что Audiophile является одноканальной карточкой (т.е. что бы записать каждый инструмент по отдельности необходимо записывать, например, сначала барабанную установку, потом бас, потом гитару и т.д.). Ее рекомендуется приобрести при ограниченном бюджете, либо если вам приходится записывать только один инструмент. Delta — 4-х канальная карта оцифровки (т.е. подключив одновременно гитару, бас, клавиши и соло гитару вы получите все эти инструменты, записанные независимо друг от друга). Кроме того, она имеет удобный внешний модуль, т.е. вам не надо постоянно лезть за машину, что бы включить, или выключить инструмент, а достаточно поместить модуль где-нибудь рядом, например, на системный блок, и переключать все, не вставая с места. Она рекомендуется всем тем, кому не подходит Audiophile, и кто хочет получить дома хотя бы один по-настоящему студийный "наворот".

Хочу только добавить ко всему выше сказанному, что если вы пишете компьютерную музыку и при этом записываете живой звук (например, вокал), то лучше всего поставить на машину SB Live! в качестве платы Midi и вывода, а MidiMan для оцифровки (если грамотно настроить, то это будет очень хороший вариант).

Из Карт "EgoSys" я выделю только "EgoSys Wave Terminal U2A USB". Преимуществом этой карты является то, что она выполнена полностью внешним модулем, и является очень удобным решением, для создания "модных" сейчас портативных студий на базе ноутбука. Подключение происходит через порт USB.

Midi-клавиатуры

Купив компьютер для домашней студии, возникает необходимость в покупке еще одного необходимого компонента — Midi-клавиатуры. Если вы помните, в первой статье я описывал принцип работы Midi на примере нажатия клавиши синтезатора. Так вот, midi-клавиатура — это устройство, по сути, и являющееся клавиатурой синтезатора. Задача данного компонента — передавать на ПК midi-информацию на звуковую карту или модуль, для дальнейшего их преобразования непосредственно на ПК.

Выясним, на что же надо обратить внимание при выборе midi-клавиатуры.

Количество октав

Самое главное различие в midi-клавиатурах — это количество октав. Их бывает три, четыре, пять, шесть с половиной и семь с половиной (полно-октавные). Если вы не имеете музыкального образования по классу клавишного инструмента, то покупать больше шести октав не имеет смысла, так как пользоваться всеми клавишами одновременно вы вряд ли будете (такой разброс необходим при игре "двумя руками"). Трех октавные инструменты наоборот имеют слишком малое количество клавиш, даже для игры одной рукой. Да и стоимость трех октавной клавиатуры ненамного ниже аналогичной четырех октавной.

Если же вы владеете игрой на фортепиано, клавесине, органе и т.п., то, наверняка, и пяти октав вам будет не хватать. В такой ситуации я рекомендую приобрести 7,5-октавную клавиатуру, но если у вас не хватает бюджета, то можно приобрести и 6-октавный инструмент.

Тип клавиатуры и исполнение

Сейчас клавиатура у таких инструментов бывает трех типов — полу взвешенная, взвешенная и молоточковая. Отличие у них в том, что в полу взвешенной клавиатуре клавиши отходят после нажатия при помощи обычных пружин, взвешенная — имеет противовесы, из-за чего нажатие становится более похожим на фортепианную клавиатуру. Ну и молоточковая — полностью имитирует фортепианную динамику клавиш, и, практически идеально, имитирует клавиатуру обычного пианино. Хотя, честно говоря, такая "идеальность" непостоянна. Так, играя первый раз на такой клавиатуре, я, действительно не чувствовал разницы, но поработав в музыкальном магазине, и играя на таких инструментах каждый день, я заметил, что дома на "обычном" фортепиано пальцы ощущают клавиши непривычно.

Выбрать нужный вам тип несложно. Если вы не имеете базового образования игры на фортепиано, то берите взвешенную, или полу взвешенную, иначе — фортепианную.

Помимо типов, клавиатуры делятся еще и по внешнему исполнению. Здесь разница только в том, что клавиши выполненные в рояльном исполнении похожи на оригинальную рояльную клавиатуру (так делают все молоточковые клавиатуры и некоторые 6,5 и 7,5 октавные), а в синтезаторном, соответственно, — синтезаторную.

After Touch, Pitch и Modulation

Есть, некоторые функции, которые необязательно должны быть в midi-клавиатуре, но их наличие почти никогда не будет лишним.

Колеса Pith Bend и Modulation отвечают за плавную вибрацию звука. Колесо Pitch плавно поднимает звучание ноты на определенное значение (обычно до 1,5 тона). Колесо Modulation отличается тем, что заставляет звук вибрировать с определенной частотой. Сила вибрации и разница в значении определяются тем, насколько сильно вы повернули колесо. Если в клавиатуре эти функции есть, то лишними они никогда не будут. Единственное, на что надо обратить внимание, это то, что у клавиатур фирмы Roland эти два колеса совмещены, и вы не сможете установить какое либо положение колеса modulation и при этом играть двумя руками, в отличие от "двух колесного" варианта.

After Touch переводится буквально как "после касания". Эта функция выполняет какое-либо изменение звука, если во время игры вы нажали клавишу, а потом "додавили" ее с большей силой. Ее наличие не всегда удобно, особенно для людей любящих "фортепианную" игру, но, как правило, After Touch всегда можно отключить.

Дополнительные функции

Все то, что я перечислил выше — основные функции midi-клавиатур, но есть так же и другие, не менее интересные, но менее обязательные. Среди таких функций стоит обратить внимание на возможность разделения на зоны (присвоить разным частям клавиатуры разные инструменты), кнопки управления секвенсором (возможность управлять компьютером прямо с midi-клавиатуры), и наличие дополнительных контроллеров (дополнительные кнопки или колеса).

Обзор марок и моделей

Узнав основные различия и характеристики midi-клавиатур можно провести краткий обзор основных, наиболее популярных и доступных в России моделей. Сейчас на отечественном рынке встречается множество производителей клавиш "бюджетной" серии. Среди них: Creative, MidiMan, Evolution, Fatar, Roland и другие. Но самые удачные по соотношению цена/качество — это Roland и Fatar. Проработав довольно долгое время в этой области, я смело могу сказать, что на другие фирмы можно, практически не обращать внимания, поскольку две вышеназванные фирмы имеют очень большой опыт производства данного типа оборудования, и выпускают как недорогие четырех октавные модели (125-200 у.е.), так и мощные студийные клавиатуры (900 у.е. и выше). Линейка Roland представлена, в основном, моделями PC-160, PC-180, PC-300, A-33, A-37. Более дорогих моделей я не называю, т.к. покупать домой их не имеет смысла (если вы не являетесь "профессионалом" в данной области, в противном случае вы и сами все знаете). Модель PC-160 — клавиатура, с минимальным набором функций. Ее я не рекомендую, т.к. она имеет всего три октавы.

PC-180 и PC-300 — похожие инструменты, с полу взвешенной клавиатурой, совмещенными колесами (Pitch Bend + Modulation), и кнопками управления секвенсором. PC-300 отличается наличием USB. Имеют красивый дизайн. Рекомендуется всем, кто ценит компактность. PC-300 удачно подходит для владельцев ноутбуков.

A-33 и A-37 — клавиатуры имеющие 6,5 октав и взвешенную клавиатуру в рояльном исполнении. Стандартное для Roland совмещенное колесо и кнопки управления секвенсором. В клавиатуре A-37 функция After Touch. Fatar представляет более обширную линейку клавиатур бюджетной серии: 49, 149, 61, 161, 990, 880. Минус всех этих моделей — не очень красивый дизайн. Плюс — относительно низкая цена.

Fatar 49 и 149 — четырех октавные клавиатуры с минимальным набором функций. Отличаются тем, что модель 149 имеет колеса Pitch/Modulation и кнопки управления секвенсором. Рекомендуется как самый дешевый из возможных вариантов.

Fatar 61 и 161 — пять октав. В обоих моделях присутствуют колеса Pitch/Modulation. В модели 161 — функция After Touch и кнопки управления.

Fatar 990 и 880 — мощные, но не очень дорогие (700 и 900 у.е. соответственно) 7,5 октавные клавиатуры с фортепианной динамикой, и, соответственно, в рояльном исполнении. Первая модель рекомендуется пианистам с ограниченным бюджетом. Вторая — имеет колеса Pitch/Modulation и функцию After Touch, но стоит в среднем на 200 у.е. дороже.

На этом обзор клавиатур закончен. Если у вас остались вопросы, то пишите мне на e-mail, буду рад ответить всем.

Powered by POEM™ Engine Copyright © 2002-2005