Xpoint
   [напомнить пароль]

Иоганн Пакелбелл и все, все, все...

В научно-фантастической книге Колина Уилсона "Паразиты мозга" есть интересная мысль: почему, начиная с XIX века, глобальный пессимизм в искусстве проникает во все сферы? В XVIII веке такого не было, посмотрите хоть на Моцарта - человек умер такой молодой и в ужасающей бедности, а его музыка почти всегда такая ясная и позитивная. В книге это наблюдение приводится в качестве примера того, что якобы ум и сознание представителей человеческой расы заражены некими таинственными паразитами мозга. Кстати, если тот же тезис использовать применительно к нашему времени, то, по-видимому, мозги наши уже выедены до скорлупы черепа, судя по "оптимизму" современной культуры. Но это все не суть, хотя наблюдение, на мой взгляд, удачное. Суть вот в чем - послушайте Моцарта. Послушайте хотя бы 40-ю симфонию, это не долго.

Далее — кто-нибудь задумывался, почему 2-й Брандербургский концерт Баха был взят в качестве мелодии, записанной на специальный носитель и вместе с другими образцами достижений человечества запущен в космос на тот случай, если вдруг предполагаемые инопланетяне набредут на это? Из миллионов сочетаний звуков, которые мы зовем музыкой, был выбран именно этот, сравнительно небольшой, отрывок. Не надо изучать классику с ног до головы и врубаться во все дела - но послушать брандербургские концерты Баха весьма приятно.

Все равно это сложно, подумают многие. Классика заумна и недоступна, это удел всяческих интеллектуалов и псевдо-интеллектуалов. Возможно это так, но вот я опять случайно уловил звуки "Канона в Ре-мажоре" Иоганна Пакелбелла и решил все-таки сказать несколько слов. Не исключено, что они покажется крамольными большинству серьезных музыкантов и специалистов. Для справки: Иоганн Пакелбелл (1653 - 1706), немецкий композитор и органист, оказал серьезное влияние на других представителей барокко. Некоторые считают его учителем самого Баха, и он "возник" чуточку раньше Вивальди. Он малоизвестен - совсем не как вышеупомянутые столпы, но он все-таки появился раньше Он не творил монументальных симфоний, и "Канон в Ре-мажоре" - одна из немногих мелодий, дошедших на нас, но это истинный "хит".

Давно все это было, в те времена, когда кажущийся теперь доисторическим барокко был "современной" музыкой. Но такой ли уж сложной? Основная часть "Канона" - шокирующего, болезненно красивого отрывка, легко узнаваемого по первым же звукам - пять не самых сложных аккордов, которые можно буквально сбренчать, а если использовать перебор умеренной сложности, то совсем похоже получится. Да не просто похоже, а так как есть. D - A - Hm - F(dies)m - G - D - G - A - вот и вся премудрость. Послушав, можно увидеть, как мастер оформил эту нехитрую последовательность; в наши дни, наверное, так же поступают продюсеры и музыканты в поп и рок индустрии.

Я хочу высказать смелую, на грани невежественной наглости, мысль: иногда можно играть классику так же, как "Кино". Когда это пять аккордов считались грандиозно трудными? Это то, что по-настоящему, удивительно прекрасно - и доходчиво просто. Они все те же, семь нот, они были там же четыреста лет назад, они такие же и сейчас.

Powered by POEM™ Engine Copyright © 2002-2005