Xpoint
   [напомнить пароль]

Высшее образование

Метки: [без меток]
[удл]
2011-01-18 17:15:06 [обр] Сергей Костин(1/21)[досье]
При просмотре вакансии IT-специалистов, обратил внимание на то, что во многих компаниях требуется высшее образование.
Лично мое мнение, что это не самое главное качество IT-специалиста. Я встречал довольно много людей, которые оканчивают ведущие вузы страны и у них в голове пусто или люди у которые успешно работают в этой области имея вуз за плечами, о вышке отзывались мягко говоря не очень. И наоборот, у меня есть очень хорошие знакомые которые просто гуру в IT и они не имеют высшего образования. Мои опыт получение высшего образования в области информационных технологии показал, что нормальной школы для IT-специалистов в России пока не сформировалось, хотя возможно я ошибаюсь.
Как вы считаете, обязательно ли программист должен иметь высшее образование?
спустя 2 часа 55 минут [обр] hotice(0/3)[досье]

Сергей Костин[досье], вопрос весьма не тривиальный, ИМХО, вышка быть должна одна, максимум две (если потребуют на работе, например, экономическое, а у Вас техническое, при этом однако дают работу, с условием что вы поступаете в любой ВУЗ, т.е. для галочки). Вообще само образование является лишь первыми двумя звеньями в трехзвенной цепи обучения - Знания, Умения, Навыки. Таким образом любая школа (начальная, средняя, высшая) учит знаниям, их получению, и обработке (делать выводы, синтезировать новое знание и т.п.) Попутно тренируя умение (а у одарённых людей и не которые навыки) различного рода, например, быстро думать, хорошо запоминать, уметь находить главное, отталкиваться от предыдущего опыта и др. Таким образом, ИМХО образование нужно не только ИТ-специалистам, но всем людям, чем больше образован человек тем лучше результат его мыслительной деятельности.

Без претензий к кому либо, всё это лично ИМХО. На эту тему можно много дискутировать.

спустя 26 минут [обр] Сергей Костин(1/21)[досье]
образование нужно не только ИТ-специалистам
hotice[досье] Я не говорил, что высшее образование плохо, конечно оно нужно и никогда не повредит. Я имел ввиду ИТ-специалистов и само образование по этому направлению. Многие мои знакомые, которые оканчивали институты и имеют диплом по IT-специальности, не совсем довольны его качеством (хотя возможно все зависит сугубо от человека, который его получает) и смысл тогда делать его обязательным критерием при устройстве на работу, если нет еще нормальной IT-школы(еще раз повторюсь мы рассматриваем IT-область).
Может у кого-нибудь есть хорошие примеры о том как вуз дал дорогу в новую жизнь... или наоборот.
спустя 14 часов [обр] LookeR(237/1069)[досье]

Высшее образование накладывает некоторый отпечаток на человека. Это скорее, НМВЗ, требование к уровню воспитания, мировосприятия и именно образованности.
Кроме того, довольно сложно обеспечить карьерный рост, т.е. поставить даже обычным начальником отдела/подразделения человека без высшего образования.
Человеку без высшего образования, зачастую сложно в общении с пользователями и партнёрами. Даже если это банальный эникейщик...

Что касается именно программиста, то без умения мыслить, находить и описывать решения в т.ч. использующие высшую математику довольно трудно работать над крупными проектами и в среде коллег которые с лёгкостью оперируют терминами, алгоритмами, формулами и пр.

Как правило, без высшего образования обретаются самодостаточные самоучки. С большим багажом навыков и приёмов, но в больших проектах они, как правило, теряются.
Чтобы пройти Отдел Кадров и попасть на собеседование таким самоучкам необходимо сразу выходить на руководителей подразделений или иметь иную протекцию.
По бумажке, поступающей в отдел кадров, приоритет получает тот, кто имеет высшее образование... на соответствующую должность конечно.
Если же речь идет о мелких фирмочках то там отсутствие высшего образования - повод положить меньший оклад.

спустя 3 часа 35 минут [обр] Thirteensmay(9/157)[досье]

В современных условиях наличие высшего образования очень мало о чем говорит. Его требование зачастую формальность, т.е. положено скажем по должности иметь ВО, и хоть ты удавись, отчеты потом рисуют, что мол 95% сотрудников имеют ВО, круто ! ;) Ну и просто по старой привычке, или даже для отмазки, чтобы лишний раз не париться. Среди моих знакомых спецов разницы между теми кто имеет ВО и среднее-специальное никакой нет, более того сам я лично многому в свое время научился от старшего программиста, у которого даже среднего небыло, в т.ч. общению с заказчиками и т.п, он вообще бард был и по вечерам в театре играл ;) Можно привести примеры и с др. стороны, когда человек с ВО не идет ни в какое сравнение с не имеющим ВО, не только по специальности, но и вообще по жизни, кругозору и т.п.

По моему определяющую роль имеет опыт, личные качества, современные знания, а не запись в бумажке, но зачастую это становится вторичным, см. выше, как говорится встречают по одежке.

спустя 9 часов [обр] Сергей Сирик(53/737)[досье]

Если приходят выпускники моей кафедры - еще и оценками поинтересуюсь. Без ВО практически не возможно получить работу где-то за рубежом. Сорри, но недоучившемуся в институте товарищу крайне трудно поверить при заявлениях типа "я быстро обучаюсь всему новому и т.д. и т.п.". Ну и дополнительное требование - не надо будет студента отпускать на сессии:).

У нас как-то так сложилось, что интеллектуальным трудом занимаются именно что люди с высшим образованием. И отсутствие оного - как минимум повод насторожиться ...

спустя 23 часа [обр] Филипп Ткачев(2/112)[досье]
Вот интересно, а у всех в этом треде есть ВО?
спустя 56 минут [обр] LookeR(237/1069)[досье]
Я как раз в 2009-ом получил... и все причины тут мною перечислены.
Только я не программер, хотя и работал до 2008 в отделе программирования.
спустя 29 минут [обр] Евгений Седов aka KPbIC(9/176)[досье]
сообщение промодерировано
Программистам "от бога" бумажка не нужна. Остальным — обязательна. Иначе, кто же вас на работу возьмет?
спустя 8 часов [обр] Прокаев2(0/35)[досье]

Евгений Седов aka KPbIC[досье]Дело отнюдь не в бумажке
Программисту нужно образование по специальности, оно гарантирует системность знаний
самоучки же будут изобретать велосипеды

и разницу между ВО и среднее-специальным все-таки заметно (я говорю не только о программистах)

спустя 42 минуты [обр] Евгений Седов aka KPbIC(9/176)[досье]
Прокаев2[досье] У вас в профайле нет, но вы, видимо, не в моей стране живете.
спустя 1 час 6 минут [обр] Алексей Севрюков(47/1280)[досье]
Филипп Ткачев[досье] у меня нет ВО.
спустя 3 минуты [обр] Прокаев2(0/35)[досье]
Евгений Седов aka KPbIC[досье] вы проживаете не в РФ ?
по поводу ВО я полностью согласен с LookeR[досье]
спустя 28 минут [обр] Thirteensmay(9/157)[досье]
Прокаев2[досье] С тем что образование нужно, никто не спорит, вопрос лишь в том каково его качество, образование "самоучки" может быть гораздо выше, хотя в большинстве случаев разница, конечно, далеко не в его пользу, на этом требование диплома и основывается. Но вот если сравнивать со средне-специальным, я говорю о программистах, то тут хитрее, по идее техник лишь "конечный исполнитель", проектирование, архитектура, и особенно организация, управление и т.п. для него грубо говоря вторичны. Но с др. стороны, без проектирования и архитектуры тоже никак, и они есть у него. Организация же, и управление, это вопросы которые вообще то, уже начинают выходить за предметную область, IT в основе своей техническая дисциплина. Т.е. в конечном счете разница между техником и инженером не так уж велика. Добавьте к этому реальность, в которой ВО массово и зачастую не особо качественно, а средне-специальное пытаясь не умереть фактически использует программы ВО. В результате уровень выпускников мало чем отличается, и в основном зависит от самого обучаемого. Ну и в конце концов, IT весьма динамичная область, знания быстро устаревают, особенно без практики и освоения нового, т.о. даже если предположить что после выпуска уровни специалистов чем то слегка отличаются, то это совсем не на долго. Каких то особых отличий в программах ВО и СПО я не наблюдаю, нет в ВО ничего такого что приводит к принципиально лучшей дальнейшей способности саморазвития и расширения кругозора, техническая же составляющая как минимум аналогична, если даже не лучше за счет акцента в СПО. Имею в области IT как среднее-специальное, так и высшее, не один год отработал как в учреждениях средне-специального так и высшего образования, далеко не лаборантом, так что уж извиняйте за нескромность, считаю что могу судить об этом.
спустя 11 минут [обр] Василий М.+(6/171)[досье]

Вспомнилось. Пришел я тут на работу устраиваться в контору — пригласили. Перед тем, как придти, посмотрел вакансию. Требовалось высшее образование. Меня это немного смутило — зачем тогда пригласили?
Пришел. Меня собеседовал молодой начальник и программист, который как в последствии выяснилось, сидел в качестве интерьера. Начальник узнав, что у меня нет вышки, с первых минут собеседование свел к теме "высшее образование нужно, без него никуда". Тон дискуссии был на уровне "Я выпускник такого-то института, а ты — г-но". При этом за все собеседование меня даже не спросили по знаниям, не поинтересовались, где можно посмотреть мой код. Всё собеседование было банально бахвальство человека, ставящего себя на ступень выше из-за бумажки.

Что касается программирования. Любой программист в первую очередь интересен работодателю своими знаниями и опытом, а не формальными статусами. Я посещал много собеседований, никого сейчас не интересует ВО. Либо ты им подходишь по знаниям, либо нет. Либо ты специалист, либо мажор с дипломом. Всё.

спустя 8 часов [обр] Virtex[досье]

А я на данный момент работаю веб-программистом и обучаюсь по специальности "Проектирование и технология ЭВС" в магистратуре. Я просто в шоке от качества получаемого образования. На кафедре из преподавательского состава разный контингент, в основном, в пожилом возрасте. Есть профессора, которые читают курс, порой не особо хорошо, а потом устраивают дополнительные индивидуальные занятия за дополнительную плату, на которых уже на пальцах объясняют человеку тему. Есть преподы, которые читают курс с выражением лица "как же вы меня достали, поскорей бы отчитать материал и уйти". Некоторые очень любят приходить на лекции и читать всякие нравоучения про жизнь. Т.е. я всё к тому, что ни один препод не мог нормально заинтересовать студента своим курсом, и после первых двух лекций весь интерес к предмету пропадал. Даже появлялось какое-то отвращение к предмету из-за плохого отношения преподавателя к студентам. Причём такая ситуация не только у меня в ВУЗе.

Были, конечно, исключения - это молодые аспиранты, которые параллельно работают в обасти, по которой читают курс. Они более менее нормально всё объясняли, и даже как-то заинтересовывали людей. Но таких единицы.

Сейчас, из потока в 40 человек, на занятия ходит порядка 12-13 человек. Во время сессии появляется человек на 5 побольше. А у остальных во время сессии уже проставлены отличные оценки, более того, у них каким-то волшебным образом появляются статьи в различных научных журналах, патенты, красный диплом и потом ещё у некоторых и кандидатская :) Зная, лично этих людей, с большой уверенностью могу сказать, что их знания в этой области не превышают оценки "3", в лучшем случае.

А как вы относитесь к бакалаврам? Вроде как бакалавриат считается высшим образованием. Имеет ли тогда смысл магистратура?

спустя 1 день [обр] LookeR(237/1069)[досье]
По многим специальностям, просто не существует высшего образования. Тогда бакалавр - это нормально.
НО бакалавр без магистратуры (при наличии таковой по специальности) для отделов кадров - выпускник техникума.
спустя 47 минут [обр] Евгений Седов aka KPbIC(9/176)[досье]
Алексей Севрюков[досье] Почему у вас нет высшего образования?
спустя 2 часа 15 минут [обр] Thirteensmay(9/157)[досье]

Бакалавр это высшее образование, но общее высшее, без особой специализации. Магистр это научный работник. Между ними, точнее сбоку, находится специалист - практик с четкой специализацией, коих сейчас большинство. Таким образом теоретически все зависит от того как человек себя видит в жизни, и что конкретно нужно работодателю. Если у человека нет тяги к какой то четкой специальности, он планирует менять сферы деятельности, не тратить лишнего, то тут возможно будет полезен бакалавр. Для работодателя это базово образованный кадр, которого относительно легко довести до необходимых требований, либо занять не особо специфичной работой. Специалист выше бакалавра, за счет дополнительной специализации, это готовый практик в соответствующей области, без претензий на академичность. Если же человек видит себя в науке, либо такой кадр требуется работодателю, например в исследовательский отдел, теоретические разработки и т.п, то есть смысл в магистре.

С моей точки зрения расклад такой - бакалавров в не особо специализированные отделы, работа с документами, первоначальное общение с клиентами, заказы, общая координация, различные "менеджеры", либо в специализированные отделы в качестве помощников и пр. Основными же рабочими единицами специализированных отделов набирать специалистов, а также выпускников техникумов (колледжей), причем вторых именно в техники, в рядовые программисты (в нашем случае), а вот бакалавров лучше на документацию, взаимодействие и т.п. Магистров же, как я уже сказал в особые отделы, если у нас конечно не что то вроде НИИ, вообще мне эта категория лиц не представляется массовой, хотя в нашей стране в перспективе возможно все.

Это теоретически, на практике ничто не запрещает бакалавру, после окончания учебного заведения развить специализацию, специалисту углубиться в науку, и даже у магистра есть перспективы - например спиться. Каждый из них со временем может просто ничего не делать и деградировать, но в общем базовый расклад такой, как я говорил выше - встречают по одежке, выяснение же реальных обстоятельств задача работодателя.

спустя 25 минут [обр] Евгений Седов aka KPbIC(9/176)[досье]
сообщение промодерировано
По-моему, все проще. Магистр — это бакалавр, которого заставили заплатить еще за год.
спустя 1 час 30 минут [обр] Thirteensmay(9/157)[досье]

Не за год а за 2, бакалавр - 4 года, специалист - 5, магистр - 6.

Не каждый будет напрягаться без особых поводов ради возможной перспективы. После колледжа закончил институт с одним своим другом, сошлись во мнении что в плане образования ничего нового толком не получили, однако его, работающего в государственном учреждении, после этого значительно подняли. Здесь похоже можно судить о качестве нашего государственного устройства. А вот мне эта корочка пока ничего не принесла, также работал в госучреждении, сейчас в коммерческой организации.

спустя 23 минуты [обр] Евгений Седов aka KPbIC(9/176)[досье]
Я имел в виду тех, кто поступал 4 года назад и расчитывал на 5 лет обучения, а сегодня его ставят перед выбором — либо оставайся с "вроде как высшим образованием" (бакалавром), либо заплати еще и будешь "как все". Зная наши порядки, рисковать мало кто решится. А еще есть случаи, когда "бесплатных" бакалавров переводят в платную магистратуру. В подавляющем большинстве случаев что у бакалавра, что у магистра, не работающих параллельно по специальности, знаний нет никаких.
спустя 1 час 14 минут [обр] Thirteensmay(9/157)[досье]
Конечно возможно все, но по идее основным все таки должен стать бакалавр. Формально, а что касается реальности отсутствия знаний, то тут ничего не меняется, работодатель должен быть готов столкнуться с дипломированным дубом. Приобретение специализации на сколько я понимаю подразумевается самостоятельно, т.е. опять работодатель должен смотреть в каждом конкретном случае. В принципе пожалуй это не плохо, соответствует реальности. Что же касается требований при приеме на работу, то в большинстве случаев бакалавр будет соответствовать "старому" специалисту, в госучреждениях требования "тупее", в коммерческих же на откуп руководству.
спустя 21 час [обр] LookeR(237/1069)[досье]

Если я правильно помню и понимаю...
Специалиста больше нет. Это "старые" пятилетние дипломы. И в магистра их не перевести.
Я вот поступал на специалиста на 5 лет, но попал под реформы и учился 6 лет. Если бы перешел на бакалавра - пришлось бы в магистратуру устраиваться совершенно по немыслимым (в моём понятии) тарифам на обучение. А так 6 лет, но по старому договору и суммам в нём прописанным.

Нас вроде как перетянули под Европу и т.п. - бакалавр 4 года, далее по желанию - магистр.
Для некоторых специальностей магистратуры просто нет. Точно не помню для каких. :-(

Высшее образование призвано дать базу и научить ориентироваться "в теме".
Остальное - только практика.

спустя 3 часа 22 минуты [обр] Thirteensmay(9/157)[досье]
Специалист остается, но мало, для избранных. С этого года основной схемой является бакалавр + по желанию магистр, магистр не везде. Да, это т.н. болонский процесс, унификация образования европейских стран. Бакалавр это законченное базовое ВО, спокойно подходит под требования о наличии ВО. По сравнению с бакалавриатом прием в магистратуру ограничен. Для "старых" специалистов обучение в магистратуре является вторым высшим.
спустя 2 дня 20 часов [обр] Сергей Костин(1/21)[досье]
Для "старых" специалистов обучение в магистратуре является вторым высшим.
Thirteensmay[досье] Бакалавр и магистр является степенью высшего образования. И по нынешним временам магистр == специалисту, а баклавр можно больше приравнять к колледжу (я слышал, что так хотят сделать). Хотя лично я большой разницы между этими двумя понятиями не вижу. Магистратуре учатся два года, но я бы не сказал, что за эти два года студентов дрючат и в хвост и в гриву, учеба протекает в очень спокойном режиме.
спустя 12 часов [обр] Евгений Седов aka KPbIC(9/176)[досье]

Мне вся эта реформа представляется сменой обоев в горящем доме.

В других странах студенты пишут базы данных, фтп-сервера, ковыряют ядра операционных систем, которыми вы все сегодня пользуетесь. А большинству нащих приходится заново объяснять что такое двоичная система счисления.

Единственным очевидным результатом стало увеличение продолжительности обучения и пропорциональное увеличение оплаты, что на фоне демографического спада придется очень кстати для тех, кто эту плату принимает.

спустя 1 час 24 минуты [обр] Thirteensmay(9/157)[досье]
Основное тут - глобализация, страна усиленно втягивается в орбиту запада, остальное лишь следствия.
спустя 18 минут [обр] Евгений Седов aka KPbIC(9/176)[досье]
Thirteensmay[досье] Если бы вы были правы, тогда вместо того, чтобы давать взятки преподавателям, наши студенты создавали бы софт, как это делают студенты в Беркли или MIT'e.
спустя 32 минуты [обр] Thirteensmay(9/157)[досье]
Это почему ? Ну тянет наша власть в одну сторону, а люди на местах это ж совсем другое.
спустя 11 минут [обр] Евгений Седов aka KPbIC(9/176)[досье]
Thirteensmay[досье] При чем тут тогда Запад, не понятно. Или вы хотите сказать, что сама схема бакалавриата/магистратуры как на Западе?
спустя 18 минут [обр] Thirteensmay(9/157)[досье]
Ну я ж писал выше, болонский процесс, http://ru.wikipedia.org/wiki/%......%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81
спустя 13 минут [обр] Евгений Седов aka KPbIC(9/176)[досье]
Thirteensmay[досье] Формальное обоснование понятно. Наши очень любят ссылаться на западный опыт, когда затевают что-то странное. Но я правда не понимаю, что Вы-то хотели сказать фразой про глобализацию? Это хорошо, что "как на Западе" или плохо?
спустя 4 часа 55 минут [обр] Thirteensmay(9/157)[досье]
Про глобализацию я сказал как про основную причину, а увеличение продолжительности обучения, деньги и т.п. это уже лишь следствия, думаю что первопричиной является именно болонский процесс, а не какие то другие желания. Бакалавры и магистры у нас есть уже лет двадцать, но активизация произошла именно сейчас, конечно там по программе надо было успеть к 2010, но и роль того же Медведева вполне может быть, он явно к западу не равнодушен, как впрочем многие из нашей власти. Само по себе введение бакалавров и магистров как основы, по моему ничего особо не меняет, если не учитывать и правда формирования единого пространства, широкого признания наших дипломов в Европе. А вот если вообще говорить про глобализацию, то это уже отдельный вопрос, политический, с одной стороны я вовсе не прочь чтобы в мире не было границ и пр, с др, это вызывает противоречия и массу вопросов, кто как и кому должен уступать, наши же власти частенько просто сливают.
Powered by POEM™ Engine Copyright © 2002-2005