Xpoint
   [напомнить пароль]

"Выбор станции метро" - удобный интерфейс?

Метки: [без меток]
2004-07-29 21:38:52 [обр] Дмитрий В. Симонов(0/2)[досье]

Уважаемые коллеги! Я вдруг столкнулся с мелкой но очень неприятной проблемой - в магазине, которым сейчас занимаюсь среди прочего есть выбор станции метро. Этого добра (станций) у метрополитена аж 174 штуки учитывая строищиеся.

Простым выпадающим списком делать - отвратительно. С optgroup-ами уже лучше. А вот подсветка групп привычными цветами (красная ветка, оранжевая...) получается отстойно.

Поделитесь мнениями, кто как в своё время решал подобную задачку!

С искренним уважением к Вам,
Дмитрий В. Симонов

спустя 25 минут [обр] Сергей Круглов(10/2057)[досье]

Хм. А если схемой с подсветкой и инпутом для быстрого поиска?

Или селектом и инпутом, туда юзер забивает пару букв, а в селекте только подходящие станции остаются.

спустя 4 часа 49 минут [обр] Алексей В. Иванов(3/2861)[досье]
Или пару селектов (второй динамический)
спустя 7 часов [обр] LookeR(13/1069)[досье]
Традиционным выпадающим алфавитным списком - оч удобно. Почему это отвратительно - не понял.
Думаю, что 174 станции еще не 174 магазина...
спустя 2 часа 48 минут [обр] Alexey V.(0/108)[досье]

Дмитрий В. Симонов[досье]

"подсветка групп привычными цветами (красная ветка, оранжевая...) получается отстойно." - может, подсвечивать не всю группу, а только заголовок-название ветки?

Дать переключатель "группировать по ветке метро / сортировать по названию"?

Дополнительную кнопку с всплывающей картой, где в нужную точку можно ткнуть мышой, и ее значение подставится в select? Еще лучше, если при наведении мыши на точку будет показываться название, которое будет выбрано при щелчке.

спустя 1 минуту [обр] Александр Самойлов(0/342)[досье]
также как сделано меню пуск в windows
спустя 7 минут [обр] Дмитрий В. Симонов(0/2)[досье]
Alexey V.[досье]
Sounds likely. 10x!
спустя 2 часа 12 минут [обр] Николай Бубело(1/113)[досье]
Дмитрий В. Симонов[досье]
Очень правильная мысль у Alexey V.: "подсвечивать не всю группу, а только заголовок-название ветки"
Приведу свой пример реализации (надеюсь, модератор не сочтет это рекламой)
http://beer.monitor.dp.ua/ (select box рядом со словами "пил пиво"). Выглядит, по-моему, вполне пристойно.
спустя 26 дней [обр] Tony(1/52)[досье]

Сергей Круглов[досье]

Или селектом и инпутом, туда юзер забивает пару букв, а в селекте только подходящие станции остаются.

Удобно, но подходит тлько для advanced-юзеров.

Select думаю тут хороший выбор.

Еще вариант — сделать radiobuttons, при этом список станций сделать в 4 столбика по 40 позиций в каждом столбике. Но думаю, что для такого количества позиций плохой вариант. Можно еще сделать на JavaScript в 2 шага. 1 шаг — выбор буквы станции метро, 2 шаг — выбор названия станции.

спустя 2 часа 26 минут [обр] Сергей Круглов(10/2057)[досье]
Дык адвансед юзер набьет начало станции и получит селект в 3 позиции, а неадвансед ничего не набьет и получит 300 позиций (или сколько их там), только и всего.
спустя 11 дней [обр] Sergei Erjemin (webdragon)(3/182)[досье]
Э... мне каждется что удобгнее двухуровневый селектор. Первый ОКРУГ а второй динамический уже со станциями... всетаки округов значительно меньше линий метро. ДА и цвета на монитрое не такие как не схемке (это во-первхы) ну в во-вторых не каждый сходу вспомнит назания линий метро (тем более некоторые переименовывают... например, как ждановско-краснопресенкая по новому называется я сейчас вспомнить не смогу :) )
спустя 9 дней [обр] Алексей Волков, он же «Росомаха из Флориды»(17/468)[досье]

Округа не подойдут.
В Москве была раньше иная система территориальной организации, основанная на районах, которая сейчас превратилась в двухуровневую: Административный Округ - Муниципальный округ.

Помнить названия муниципальных округов крайне непросто, а большие округа (по сторонам света (8 штук), плюс центральный, плюс сателлиты Зеленоград и Солнцево, итого 11) — весьма слабо помогают. Каховская — это ЮАО или ЮВАО?

Линий метро же (даже если считать новую бутовскую) 12.
И они напрямую связаны со станциями. Совпадения цветов до мелочей не требуется — достаточно того, что эти цвета похожи на стандарт (так как сразу понятно, что зелёная ветка — это аэропорт-павелецкая-орехово, синяя — пл.революции-семёновская, красная - университет-сокольники, и т.д.).

Так что не обязательно придумывать новые методы там, где это ни к чему.

спустя 13 дней [обр] Юзабилист[досье]
Дмитрий, вы не сказали самого главного: для чего пользователю нужно выбирать станцию метро, с какой целью?
спустя 53 минуты [обр] Дмитрий В. Симонов(0/2)[досье]
Пользователь выбирает ближайшую станцию метро, указывая адрес для доставки товара.
спустя 2 часа 30 минут [обр] Юзабилист[досье]

>Пользователь выбирает ближайшую станцию метро, указывая адрес для доставки товара.

Всё ещё не совсем понимаю: ведь пользователь кроме станции указывает ещё и конкретный адрес, так? А станция метро нужна вашей фирме, чтобы быстрее доставить товар?

спустя 13 минут [обр] Дмитрий В. Симонов(0/2)[досье]
Совершенно верно.
спустя 13 часов [обр] Дмитрий Юров(1/411)[досье]
Тогда зачем пользователю указывать метро, если он уже указал (или укажет) улицу?
спустя 51 минуту [обр] Андрей Брайнин(0/127)[досье]

я вообще не вижу проблемы. если речь идет о станции метро, на которой "живет" пользователь, то ему совсем не обязательно показывать на какой ветке данная станция располагается.
ему нужно просто найти свою станцию по названию. в предложенных вариантах группировкой по цвету линии (округу ит пр)
пользователю придется сделать два различных выбора - сначала выбор по цвету (округу и т.п.) и затем выбор по названию. т.е. два раза умственно напрячься.

как показывает мой опыт, обычный выпадаюащий список, отсортированный по алфавиту самый подходящий вариант для этой задачи. потому что:

  1. инутивно понятно как искать (списки, отсортированные по алфавиту используются повсеместно. соотвественно у пользователя уже есть навык такого поиска и занимает минимум времени). сюда же: пользователь (считаем, что он не только что поселился в Москве) знаком и с названиями других станций, соотвественно сравнение в списке по алфавиту для него будет проходить быстрее.
  2. найти можно быстро - клик-выпад, скролинг, клик-выбор. для сравнения посчитайте кол-во действий (в том числе и умственных) в других вариантах.
  3. просто в реализации

DISCLAIMER: я, к сожалению, не специалист по юзабилити. посему все приведенные выше доводы, основаны на личном опыте разработки интернет-магазинов и собственных умозаключениях, не подкрепленных теоритической базой.

спустя 2 минуты [обр] Юрий Щапов(3/114)[досье]
Пользователь пусть указывает адрес, а вы уже сами прикидывайте куда ближе вести. Не стоит нагружать пользователей принятием ненужного им решения: куда же вам ближе везти товар...
спустя 46 минут [обр] Андрей Брайнин(0/127)[досье]
Юрий Щапов[досье] не соглашусь. можно позволить себе "попросить" пользователя потратить ~5 секунд, чтобы сэкономить ~10 минут своего сотрудника. умножьте на кол-во заказов - оцените выгоду.
спустя 18 минут [обр] Юрий Щапов(3/114)[досье]
Возможно это и так, но, пожалуй, к юзабилити уже отношения не имеет...
Пользовательский интерфейс надо строить таким образом, чтобы пользователю приходилось принимать как можно меньше решений. Интерфейс будет дружественен, а вероятность ошибки минимальна.
спустя 2 минуты [обр] Юзабилист[досье]
Андрей Брайнин[досье] Есть способ лучше - пускай клиент сам приезжает забирать товар. Представьте только - никаких расходов на доставку! А ещё умножьте на количество заказов!
спустя 19 часов [обр] Я. Попов aka Jaded(2/191)[досье]

Юрий Щапов[досье], Юзабилист[досье]: ...и вычтите потерянную выгоду от тех, кто так и не смог разобраться с интерфейсом.

А отказаться от выбора станции метро... Что, переложить на машину всю работу по выбору наилучшего маршрута по адресу? Это пахнет нехилой базой данных, которую надо будет еще и обновлять... И вводить улучшения (типа: а в это время тут обычно пробки... Так что, лучше — в объезд!).

Нет, господа. IMHO, все хорошие идеи были высказаны в первой половине топика. И поверьте мне как не москвичу: интуитивно понятных вариантов всего два: выбор из списка и подсветка по цвету ветки метро. Как их скомбинировать — думайте сами, тут возможны варианты. А все остальное — шаманство

спустя 8 минут [обр] Юрий Щапов(3/114)[досье]

Я. Попов aka Jaded[досье]Погодите... Адрес всё равно пользователю вводить надо, верно?

...и вычтите потерянную выгоду от тех, кто так и не смог разобраться с интерфейсом.

Как раз и предполагается интерфейс максимально упростить, а не усложнить, как это предлагается автором.
Конечная цель — доставка товара по адресу. Никаких дополнительных действий, в этом случае, от него не требуется — ввёл адрес и жди товар.
А как его доставят... Почему покупатель должен об этом заботиться?

спустя 4 минуты [обр] Юрий Щапов(3/114)[досье]
А первые ответы дают добротные решения для неверно сформулированной задачи. Дмитрий В. Симонов[досье] не указал конечную цель, а сразу ограничил круг решений удобством выбора станции метро.
спустя 1 час 5 минут [обр] Андрей Брайнин(0/127)[досье]

Юрий Щапов[досье] в части построения интерфейса совершенно с вами согласен. об отношении к юзабилити ниже
Юзабилист[досье] когда нет наилучшего решения по совокупности параметров "степень юзабилити" и "время реакции на заказ", можно выбрать нехудшее решение по Парето.
лишний интерфейсный элемент "метро" в этом случае - сознательное ухудшение параметра "степень юзабилити" (условно на 20 единиц) для улучшения параметра "время реакции" (условно на 80 единиц). решение с этим сочетанием параметров можно принять как нехудшее.
было бы красиво говорить с такими цифрами на руках как "величина увеличения/уменьшения кол-во клиентов при различных наборах этих параметров". но, к сожалению, у меня этих цифр нет. поэтому мои рассуждения носят чисто эмпирический характер.

пример из личного опыта: на первом этапе у магазинов bolero.ru и dostavkalinz.ru не было ввода метро, но с увеличением кол-ва заказов в этом поле возникла насущная необходимость.

Юзабилист[досье]

Есть способ лучше - пускай клиент сам приезжает забирать товар.

это тоже вариант. такой вариант также предлагается на сайте. и, представьте себе, помимо удобств для магазина этот вариант очень подходит некоторым пользователям. Естественно, если бы это был единственный вариант - то это уже крайний случай - наихудший по параметру "юзабилити". можно рассмотреть и другой крайний вариант когда пользователь вводит только телефон и пол, после чего до него пол-дня дозванивается очень приятная девужка (для пользователей-женщин - мужчина) с очень приятным голосом (очень дорогая кстати), в очень приятных выражениях выясняет все подробности заказа, заносит их в базу данных (чтобы в следующий раз не беспокоить клиента), а затем сама привозит товар (улыбка - бесплатно).
но мы же ищем нехудшее решение :))

спустя 49 минут [обр] Юзабилист[досье]

> Что, переложить на машину всю работу по выбору наилучшего маршрута по адресу?

А зачем ещё нужны компьютеры?

> Это пахнет нехилой базой данных, которую надо будет еще и обновлять...

С какой скоростью в городе появляются новые улицы / меняются названия старых? Наверно реже, чем раз в пять минут? База не должна гарантировать 100% нахождения ближайшей станции, она должна помогать в большинстве случаев. Кроме того в случае если пользователь сам будет вводить метро, также никто не гарантирует что эта информация будет верна в 100%. Пользователь может элементарно ошибиться, и уж точно не будет вводит информацию о пробках и как туда можно лучше доехать.

> на первом этапе у магазинов bolero.ru и dostavkalinz.ru не было ввода метро, но с увеличением кол-ва заказов в этом поле возникла насущная необходимость.

Кто сказал, что выбранное этими сайтами решение - оптимальное, и может быть использовано как образец?

спустя 18 минут [обр] Alexander O(0/460)[досье]
Дмитрий В. Симонов[досье] возможно ли пользователю показать всем известную схему метро, и пусть он мышкой тычет в свою станцию?
спустя 31 минуту [обр] Андрей Брайнин(0/127)[досье]
Юзабилист[досье] по поводу болеро и иже с ним: я не утверждаю, что это решение - оптимальное и образец. это лишь пример того, что такое решение уже используется. и не самыми безуспешными магазинами.
спустя 52 минуты [обр] Юзабилист[досье]

Андрей Брайнин[досье]

> и не самыми безуспешными магазинами

Тем самым вы всё-таки аппелируете к авторитетам. Может они и правы. А может и нет. В каждом конкретном случае может быть по разному. Для этого нам и дана голова, чтобы ею думать, а не просто копировать чужие решения.

спустя 4 минуты [обр] Юзабилист[досье]

> когда нет наилучшего решения по совокупности параметров "степень юзабилити"
> и "время реакции на заказ", можно выбрать нехудшее решение по Парето

Жонглирования цифрами без привязки к денежному выражению обычно ничего не стоят. Нужно учесть затраты на установку и поддержку базы, среднюю стоимость доставки в том и другом случае, процент ошибочных адресов и вытекающих дополнительных расходов, и уже на основе этого принимать решение.

спустя 1 час 44 минуты [обр] Я. Попов aka Jaded(2/191)[досье]
Alexander O[досье]: ...и Ваш пользователь будет водить по карте мышкой, как Городецкий из "Ночного дозора" пальцем! %)
Шутки шутками, но IMHO тыкать мышью в кашу соединенных между собой точек (особенно в центре!) — верх неюзабельности.
спустя 37 минут [обр] Alexander O(0/460)[досье]
сообщение промодерировано
Я. Попов aka Jaded[досье] может быть и так. Но мне было бы любопытно посмотреть на реализацию такого интерфейса. А карта московского метро на календариках бывает? Или не влезает? Если бывает, то такой интерфейс может быть удобен. Ведь свою станцию на любой карте найти легко.
спустя 33 минуты [обр] Алексей Серебряков(0/10)[досье]
Простите, господа, за грубость, но это, как мне кажется идиотизм.
Во-первых, что это за сотрудник, который "10 минут" определяет станцию метро по адресу?
Во-вторых, посыльный как минимум должен знать, где находится нужная улица и дом (знания, согласитесь, весьма специфичные), для него определить станцию метро (зная уже положение улицы и дома) не должно составлять никакой трудности. Если же курьеры - полные кретины, которым за какие-то смертные пригрешения навсегда запретили пользоваться картой, то может быть мне тогда не только станцию метро стоит указывать? Скажем так: выходим из последнего вагона из центра, поворачиваем направо в переходе, выходим, проходим 100 метров, ждем 192 маршрутку, едем столько-то и столько-то ... и так до бесконечности. Разговоры об эффективности у вас довольно странные получаются: как мне кажется, сама модель построена неверно. Ведь сведения о маршрутке (смешно, честное слово) тоже существенно повышают эффективность: курьеру не придется искать, каким транспортом добираться.
В-третьих, если вы уж заговорили о том, как ЭТО делают другие, то приведите действительно достойный пример. Москва - не самый большой город в мире, если посмотрим на города побольше, то мы нигде не найдем какую-либо ссылку на метро (или что-нибудь похожее). (Немного лирики...) Хоть я и москвич, но считаю, что у нас есть некоторое больное самолюбие, связанное с метро. Возможно, пережитки коммунизма.
спустя 12 минут [обр] Андрей Пахомов(0/310)[досье]

Alexander O[досье]

Но мне было бы любопытно посмотреть на реализацию такого интерфейса

Вот: http://www.restoran.ru/index.phtml?t=69. Но вообще честно говоря использовать указание станции метро для курьера, это действительно излишне... Существует масса электронных карт, которые могут помочь в этом вопросе и при этом куда надежнее и быстрее. Я так понимаю, что не исключен вариант, когда шутник отправит курьера на станицю метро в другом конце города, и в результате все равно этому курьеру придется проверять, соответствует ли указанная информация действительности. Да и как правильно заметил Алексей Серебряков[досье], это все хорошо пока город небольшой. в противном случае это не так.

спустя 15 часов [обр] Я. Попов aka Jaded(2/191)[досье]

Знаете, IMHO, лучше встроить пару-другую полей ввода (на район, если надо, на улицу, номер дома, номер квартиры). И дать своим курьерам ссылку на http://www.moscowmap.ru/

Чего проще?! *K*eep *I*t *S*imple, *S*tupid!!!

спустя 21 минуту [обр] Андрей Брайнин(0/127)[досье]
сообщение промодерировано

Юзабилист[досье]

Для этого нам и дана голова, чтобы ею думать, а не просто копировать чужие решения.

Совершенно верно. Я не призываю бездумно копировать чужие решения. И не выставляю эти решения как образец. Но я - за анализ чужого опыта.

Жонглирования цифрами без привязки к денежному выражению обычно ничего не стоят.

В точку.

Нужно учесть затраты... и принять решение.

Все верно. Я только за. Теперь к реалиям: сколько стоит подобное исследование?
Алексей Серебряков[досье] Тут лучше не гиппотетически рассуждать, а обратиться к людям, организующим процесс доставки. И спросить у них зачем им метро и насколько оно ускоряет процесс.
По поводу зарубежных магазинов: боюсь, что их курьеры доставляют товар не на метро.

спустя 3 часа [обр] Юзабилист[досье]

> По поводу зарубежных магазинов: боюсь, что их курьеры доставляют товар не на метро.

Действительно. Во всём мире доставкой обычно занимается одна из "служб доставки", которая является самостоятельной организацией и оптимизирована специально под доставку, то есть они знают все карты и все лучшие пути.

В России пока "человеческий курьер" является попросту более дешёвым решением.

спустя 4 дня [обр] 30-ый(2/584)[досье]

Курьер не всегда может сделать вывод о ближайшей станции. Попробуйте найти на карте улицу "Академика Комарова" или "Кашенкин луг". По карте и по логике - ближайнее метро - Тимирязевская. Но если курьер вздумает добираться так, то ему придется добрых полчаса пилить пешком(!) среди гаражей и железных дорог. В Москве это элементарно небезопастно! Правильный ответ - м.Владыкино.

Куда вообще смотрит модератор? Тут вроде не обсуждается как лучше развозить товар. Тут обсуждается как сделать выбор станции!

Мысли. Если сделать двууровнемый комбобокс, то это будет не очень удобно. Ведь я не знаю, находится ли моя линия в начале списка или в конце.

Куда лучше сделать два комбобокса/селекта - один с названиями линий (обязательно цветовой подсветкой!), другой с названиями станций. По умолчанию высвечивать во втором комбобоксе все станции, а при выборе линии - фильтровать список станций.

Думаю даже стоит сделать дополнительное поле ввода: Какими автобусами я доберусь от этой станции метро. Обычно жители наизусть знают названия автобусов и без проблем введут туда номера.

Кстати можно и для станции сделать текстовое поле ввода. При заполнении формы мне значительно проще вбить название руками нежели листать огромные комбобоксы. Да. Думаю при всей очевидности - текстовое поле ввода это самое лучшее (если конечно не нужна автоматическая обработка).

спустя 29 дней [обр] Sergei Erjemin (webdragon)(3/182)[досье]

Вообще-то станцию метро можнопросить и ввести просто с клавиатуры.

Всетаки не соглашусь, что в данном случае станция вообще нужна. Достаточно только адрес. Курьер и экспедитор ДОЛЖНЫ знать маршруты. А если не знают, то нужно продумать систему сбора даных о маршрутах к клиентам. И знаете почему? Потому что клиент может ошибаться... и если то факт, что адрес вещь необходимая и критическая он осознает (хотя сам дважды заказывал пицу по чужому ардесу, то корпус забудешь сказать, то вообще назвал другой номер дома в другой конце улицы) а вот метро уже нет. Например Площадь Разгуляй можно указать три различные станции метро на трех разных ветках... если мжду этими станциями ехать на метро то 20 минут минимум и две пересадки плюс дойти до самой площади) а если знатьмаршрут или посмотреть по карте то всего 10 минут пешком а станцию курьер сам выберет ту что удобнее.

спустя 18 дней [обр] Евгений Петров(0/1055)[досье]

Давайте отделим мух от котлет.

  1. Думаю, все знают как реализовать комбобоксы, селекты в 2 этапа выбора, схему с возможностью выбора как станции, так и района. Не сомневаюсь в этом. Поэтому речь идет именно о юзабилити. Именно скорее для пользователя.
  1. Дмитрий В. Симонов[досье] действительно поставил задачу не совсем корректно, заранее предложив варианты. Насколько я понимаю, для интернет-магазинов актуальны 2 проблемы:

- привлечение новых и удержание старых покупателей;
- организация логистики.

  1. Исходя из возможности управлять процессом, сразу договоримся, что надо искать "золотую середину" между этими точками, но смещаясь в сторону покупателя. Существует множество методов оценки эффективности интернет-сервисов и каждый выберет себе по вкусу. Давайте рассмотрим основные проблемы на разных этапах взаимоотношений клиента и магазина после выбора в пользу именно этого (Пожалуй, самая больная тема... Но она выходит за рамки обсуждаемой проблемы).
  1. Покупатель должен зарегистрироваться. Не буду пояснять почему. Не обсуждается. Именно на этом этапе с ним нужно обращаться максимально бережно и осторожно. Многоэтапные и сложные схемы не годятся, если Ваш магазин не предлагаете уникальный товар и услуги (как по составу, так по качеству и цене). Достаточно его имени и минимальных контактных данных.
  1. Этап покупки. Надеюсь, Вы уже обеспечили простой и удобный процесс нахождения и выбора? Интуитивно понятный рубрикатор, максимально информативный поиск (в том числе и детальный)?

Тогда переходим к процессу заказа. Да, действительно, важно знать точное место доставки. Крайне важно. Почему бы на этом этапе вежливо не попросить ввести адрес, уточнить детали маршрута, если он не относится к разряду простых? Объяснить, что от этого зависит скорость и надежность доставки. Он уже сделал выбор. Забота о его и своем времени вызовет в 90% случаев не отторжение, а понимание. Наверняка, сам пару раз да добирался по невнятным координатам, проклиная севший мобильник и тупость объяснявших дорогу.

  1. Заказ сделан. Письмо с подтверждением заказа отослано? Нигде не потерялся маршрутный лист? Все ли необходимые документы приложены к нему? Известен курьер, который доставит покупку?
  1. Этап ожидания. Есть ли у клиента возможность прояснить ситуацию с заказом? Существует ли обратная связь с курьером на предмет отказа, переноса, изменения заказа и т.д.? Таких вопросов множество.

Теперь с этой точки зрения вернемся к задаче выбора станции метро. Она совсем не так важна. Если только для предварительной оценки плотности заказов в разных частях города. Для доставки важен сам адрес и электронная карта (можно и бумажную). В сложных ситуациях связываться с покупателем все равно придется.
Так что, подводя итог, делайте какой угодно вариант. Например, такой - на схематичной карте щелкнуть мышкой, после чего появляется список (обычный или multiple) с набором станций из этого района. Поделить можно на 9 районов. Условно. Округа ни причем. Как альтернативный вариант на этой же странице - предложить набрать самому из списка (пояснив, что нажав на букву начала названия станции, попадешь практически к цели). И про поле "Адрес" не забудьте:)

спустя 18 минут [обр] Дмитрий В. Симонов(0/2)[досье]

Уважаемые коллеги!

Благодарю от всей дущи за Ваши советы. За 4 месяца их накопилось достаточно, чтобы организовать базу знаний!

С искренним уважением ко всем,
Дмитрий В. Симонов

спустя 50 минут [обр] 30-ый(2/584)[досье]
А как сделали то в результате?
Powered by POEM™ Engine Copyright © 2002-2005