Xpoint
   [напомнить пароль]

Как давать задание на проектирование дизайна сайта?

Метки: [без меток]
2003-03-18 13:34:39 [обр] Алексей Лукацкий[досье]

Собственно вопрос указан в теме - как давать задание на проектирование дизайна сайта. Есть бизнес-концепция сайта, в которой описано, какие задачи он должен решать. Есть техническая концепция, описывающая разделы, навигацию и т.п. А вот как общаться с дизайн-студией по поводу создания дизайна сайта. Для меня дизайн - это вещь второстепенная, т.к. имхо он должен:
  - содержать жлементы фирменного стиля
  - не мешать пользователю делать на сайте то, за чем он на сайт пришел.

Как описать это дизайн-студии и как потом принимать работу?

спустя 20 минут [обр] Евгений Бондарев aka Eugene Bond(3/1600)[досье]

Алексей Лукацкий:
Обычно хватает бизнес- и технической концепции, а так же рекомендации о фирменном стиле.

Можно добавить также:

  1. Требования к легкости дизайна (как в плане скорости загрузки, так и в плане цветового решения)
  2. Требования к реализации интерфейса (простой или "продвинутый". простой хорош для пользователей, продвинутый сложнее для понимания, но более впечатляющий, что может быть плюсом для корпоративного сайта)

В любом случае, лучше не ограничивать полет фантазии дизайнеров, а выбрать 1 из 3-5 подготовленных ими эскизов и дотачивать уже его.

спустя 7 минут [обр] Алексей Лукацкий[досье]

Евгений Бондарев:

Проблема вот в чем: меня уверяют, что первый вопрос дизайнера при получении заказа - какие чувства должен вызывать дизайн? Может юыть это и правда, но не в Web-дизайне корпоративного сайта. Я считаю, что дизайн для корпоративного сайта должен помогать в решении задач, возложенных на сайт. И именно задача дизайнера сделать такой дизайн. Моя задача, как менеджера проекта, предоставить указанные концепции (в т.ч. с описанием целевой аудитории) и описание фирменного стиля. Или я не прав?

спустя 7 минут [обр] Евгений Бондарев aka Eugene Bond(3/1600)[досье]

Алексей Лукацкий:
Целевая аудитория и описание фирменного стиля - да.

Чувства - это уже такое...

Скажите им, что "сайт должен вызывать чувство глубокого морального уважения. однако через 10 минут должно возникать острое желание пойти в туалет, которое улетучивается еще через 2 дня и остается чувство гордости за Державу" ;)

ИМХО, чувства может вызывать полиграфия (уж не полиграфией ли занимались дизайнеры раньше) или целевой некорпаративный сайт (хоум пейдж, портал и т.п.)

Чувства нужно вызывать контентом. Чтобы человек захотел работать с вами / на вас.

спустя 7 минут [обр] Алексей Лукацкий[досье]

Евгений Бондарев:

Спасибо. Так я и думал (и о контенте и о тех, кто спрашивает о чувствах ;-)

спустя 6 часов [обр] Николай Бубело(1/113)[досье]

Алексей Лукацкий:

Не удержусь, чтобы не привести несколько цитат из статьи Натальи Найдён — имхо очень хорошего харьковского дизайнера (правда, она работает в полиграфии, но сути это не меняет):

...Дизайнер должен представить себе "портрет" целевой аудитории. Художник — лишь посредник между автором и читателем...

Самое важное при создании образа — соответствие цели и средств. Выбранные элементы, способ компоновки, ... — это не проблема хорошего или плохого оформления, а вопрос соответствия дизайна вашей цели и аудитории.

Публикациям, содержащим большое количество информации, совершенно необходима продуманная структура и организация текста. Некоторые из них нуждаются в в четкой разлиновке и строгом оформлении...; другие — в формате, способном вместить материалы различных видов ... Авторы текста и дизайнеры должны разработать тему или концепцию, отвечающую потребностям конкретной аудитории на данный момент времени.

спустя 14 часов [обр] Sergei Erjemin (webdragon)(3/182)[досье]

Такое в ТЗ не напишешь :)

Самое оптимальное — совместно со специалистами заказчика описать информацирнную архитектуру сайта (не структуру а именно архитектуру... т.е. сделать схему зонирования информационного контента... если схема зонирвания меняется при перемещении по сайту то сделать несколько таких схем зонирования с привязками к информационной структуре и т.д.). Эта архитектурная схема и будет ТЗ для дизайнера сайта (плюс предоставить фирменный стиль).

А вот если нужен еще и фирменный стиль придумать (т.е. нет вообще ни каких утвержденных визуальных и цветовых схем) то конечно вышесказанное и вкусовщина не позволит формализовать процесс... тем более объетивно оценить качество исполнения. :)

спустя 1 день 23 часа [обр] z...(1/47)[досье]

Алексей Лукацкий:

Есть бизнес-концепция сайта, в которой описано, какие задачи он должен решать. Есть техническая концепция, описывающая разделы, навигацию и т.п.

А что за техническая концепция разрешите узнать? Кто ее писал? Насколько подробно? Это просто общие слова типа "меню должно обеспечивать свободную навигацию по сайту" или реально проработанный интерфейс, возможно оттестированный на прототипах?

Может вам не к дизайнерам нужно, а к специалистам по пользовательскому интерфейсу, по дизайну интерфейсов, по информационной архитектуре? Могу порекомендовать к кому обратиться.

Кстати, а фирменный стиль уже есть? Если есть, то перенести его на сайт - техническая задача. Если нет, то сначала нужно разработать фирменный стиль - это отдельная сложная и дорогая работа и лишь потом -сайт, при этом использую рекомендации по фирменному стилю (как известно вопрос оформления сайта - часть фирменного стиля).

Евгений Бондарев:

В любом случае, лучше не ограничивать полет фантазии дизайнеров, а выбрать 1 из 3-5 подготовленных ими эскизов и дотачивать уже его

Обычно уважающие себя дизайнеры и студии не рисуют много вариантов, потому как есть шанс что выберут именно худший. Тем более, если есть фирменный стиль, если четко прописана структура сайта, то неоткуда взяться вариантам, все практически детерминировано.

ИМХО, чувства может вызывать полиграфия (уж не полиграфией ли занимались дизайнеры раньше) или целевой некорпаративный сайт (хоум пейдж, портал и т.п.)

Почему же только полиграфия? Почему корпоративный сайт не может и не должен вызывать, например, чувство надежности или, например, "высокотехнологичности", или "элитарности" (и то и другое - пример из моей реальной практики, это требовали клиенты и это было реализовано дизайнерами)?

Чувства нужно вызывать контентом

А что есть контент? Стилизованные фотографии продукции в каталоге это контент или дизайн? А буквица в текстах? А графические маркеры в тексте?

спустя 1 час 10 минут [обр] Евгений Бондарев aka Eugene Bond(3/1600)[досье]

z...:

Обычно и студии не рисуют много вариантов, потому как есть шанс что выберут именно худший.

У них такая работа - находить компромис с клиентом. А у хороших студий нет такого понятия "худший вариант"... => уважающие себя дизайнеры != хорошие дизайнеры... (типа допустимо, но не достаточно)

Почему же только полиграфия?

Я не говорил "только". Зато говорил "ИМХО" ;)

спустя 11 минут [обр] z...(1/47)[досье]

Евгений Бондарев:

А у хороших студий нет такого понятия "худший вариант"... => уважающие себя дизайнеры != хорошие дизайнеры...

В принципе согласен, но если один человек рисует несколько вариантов, то неизбежно у него они ранжируются по степени "удачности" (что это такое - не спрашивайте, вопрос из области когнитивных наук и серьезной психологии, но это есть), что-то нравится больше или меньше. Если же рисуют разные люди, то все равно, решение о показе клиенту принимает один человек (артдиректор или МП) и у него тоже все работы ранжируются, так что неизбежно приходится показывать и "худшие" варианты, а по закону подлости выбираются как правило они.

Но это все в принципе не так важно. Тезис в другом. Если есть фирменный стиль (уже принятый), есть утвержденная IA сайта, то нет смысла рисовать разные варианты дизайна, любой профессионально сделанный вариант будет хорош. Вопросов "нравится - не нравится" быть не должно, их должны были проехать на этапе создания фирменного стиля (там действительно, обычно предлагается несколько концепций, несколько направлений).

спустя 28 секунд [обр] ё(3/1328)[досье]

Алексей Лукацкий:

Открою вам Страшный Профессиональный Секрет: "технические задания" никто никогда не читает.

Пригласите дизайнера к себе. Попейте кофе или там пивка. Если дизайнер вменяемый, ему всё станет понятно — по тому, как вы одеты, как разговариваете, как обставлен офис итп.

спустя 1 час 12 минут [обр] Sergei Erjemin (webdragon)(3/182)[досье]
Дунька [moderated]:
Э... не совсем так. Это если представитель заказчика все полномочен решать и утверждать сам. А если он сам представитель (например совета директоров или "большой шишки"_ то лучше ТЗ. Чтобы все четко и найти крайних в случаее если все начинает срываться и переделки следуют за переделками...
спустя 44 минуты [обр] z...(1/47)[досье]

Дунька [moderated]:

Открою вам Страшный Профессиональный Секрет: "технические задания" никто никогда не читает.

Кошмар какой! :( А это "профессиональный секрет" кого? Пупкиных?
Интересно, какой уровень по СММ имеет контора в которой ТЗ не читают - минус восьмой?

Пригласите дизайнера к себе. Попейте кофе или там пивка. Если дизайнер вменяемый, ему всё станет понятно — по тому, как вы одеты, как разговариваете, как обставлен офис итп.

Интерсно, а сколько работа дизайнера будет стоить тоже за пивком решать? И принимать дизайн /просить доработок тоже за пивком? Т.е. за "пивко" человека с потрохами купили, всю жизнь горбатиться будет? Sergei Erjemin очень правильно заметил, что без ТЗ проект автоматически становится безнадежным и вечным...

спустя 17 минут [обр] Алексей Лукацкий[досье]

z...:

Техническая концепция определяет то, что (не как, а что) должно быть на сайте:
  - разделы и стиль изложения (но контент - это сугубо наша задача. от исполнителя требуется только каркас). описаны типы информации, которая будет, частота ее обновления, интерес к ней целевой аудитории
  - навигация (описаны текущие распространенные маршруты и то, чего хотелось бы достичь)
  - эргономика (ограничения пользователей, мультимедиа)
  - поддержка сайта
  - направления развития.

Реального интерфейса нет, как и прототипов - мы это и хотим получить от студии. Собственно у нас есть понимание, чего хотят потребители и что мы можем из этого удовлетворить, а также то, что нашей компании нужно от сайта. Есть понимание того, как ведется проект сайта, но нет своих специалистов по его созданию. Поэтому хотим обратиться к опытным специалистам.

Фирменный стиль будет; после чего и запустится процесс создания сайта.

Что касается чувств, то мне все равно, какие ;-) Главное, чтобы сайт донес до целевой аудитории некоторые закладываемые в него идеи, както "мы самые, самые..." и т.п.

И к кому советуете обратиться?

спустя 1 минуту [обр] ё(3/1328)[досье]

z...:

Я вам чем-то напоминаю Пупкина? Нет-нет, мы с вами незнакомы...

Поймите, пожалуйста, что конкретную работу делает всегда конкретный мастер, а вовсе не "контора" с её СММ (понятия не имею, что это такое). И ничего хорошего не выйдет, если лично мастер лично вас не любит . А он вас не полюбит, если вы ему станете рассказывать "какие чувства должен вызывать дизайн" и прочую ахинею.

спустя 1 час 6 минут [обр] z...(1/47)[досье]

Дунька [moderated]:
Т.е. Вы считаете, что дизайнер должен обязательно находиться в личном контакте с заказчиком? А менеджеры проекта курят? А аккаунт-менеджеры тоже? А ценообразованием кто занимается, тоже "мастер"? А как быть, если заказчик (кто заказывает работу и отвечает за нее) <> инвестор (кто деньги платит) <> конечный пользователь? Мастер должен быть в контакте с каждым из них или как?

А вот чтобы переводить всякую ахинею заказчика в корректные требования существуют спецаильные люди (умные и высокооплачиваемые), постановщики задач называются.

Про СММ же советую почтить, полезно может оказаться :) http://www.sei.cmu.edu/cmm/cmm.html

P.S.

Я вам чем-то напоминаю Пупкина?

Пока смутно, но все же. В основном попыткой полностью игнорировать вопросы менеджмента, а сосредотачиваться только на неком "профессионализме" (ну там про конкретного мастера и т.д.), причем профессионализме не команды, а отдельного человека.

спустя 10 минут [обр] z...(1/47)[досье]

Алексей Лукацкий:

И к кому советуете обратиться?

Не сочтите за рекламу...
Из специализированных фирм, занимающихся разработкой именно интерфеса назову Юзетикс http://www.usethics.ru/. Что особенно ценно они НЕ занимаются дизайном и программированием, зато в своей относительно узкой области они на высоте.

Неплохо проектируют интерфейсы в Вайтсайте http://www.whitesite.biz/ , но они будут Вам продавать скорее всего "все сразу".

Если же хотите попробовать заказать это дело в индивидуальном порядке, напишите на http://forum.usability.ru, там тусуются профессионалы этого дела (GUI, Interaction Design, Information Architecture, HCI). Кстати, рекомендую этот сайт и во всех прочих отношениях.

спустя 34 минуты [обр] ё(3/1328)[досье]

Прошу извинения у автора темы за флейм на пустом месте. Пара слов под занавес.

z...:

> что дизайнер должен обязательно находиться в личном контакте с заказчиком

Да, обязательно. В больших командах — арт-директор. И даже, если честно, не представляю, как можно по-другому.

> В основном попыткой полностью игнорировать вопросы менеджмента

Не передергиваем. Просто менеджер в качестве медиатора ака "испорченного телефона" между заказчиком и исполнителем мне мало интересен. Видали мы таких, и неоднократно.

спустя 1 час 14 минут [обр] z...(1/47)[досье]

Дунька [moderated]:

И даже, если честно, не представляю, как можно по-другому

Можно, можно, могу объяснить как. Но, думаю не будем флеймить здесь.

Просто менеджер в качестве медиатора ака "испорченного телефона" между заказчиком и исполнителем мне мало интересен. Видали мы таких, и неоднократно.

Мне Вас жалко :( Видать плохие менеджеры попадались Вам. А может это и не менеджеры были на самом деле, а так "название".

Вообще, рискну утверждать, что если при личном контакте два человека могут понять друг друга, то они способны понять друг друга и обменявшись рядом документов. Сомневаюсь, что невербальные аспекты могут играть столь существенную роль. Может Вы пытаетесь оправдать не умение излагать/понимать свои/чужие мысли в письменной форме? (отнюдь не имею в виду лично Вас). Или другое: пытаетесь «возвысить» дизайнера с роли простого исполнителя (коим он и является /как и многие другие участники проекта – аналитики, программеры, тестеры, техписы/ по крайней мере с точки зрения проекта вообще) до незаменимого и главного. Иногда подобное оправдано, иногда нет.

Кстати, на всякий случай подчеркну, что мы вроде как говорим о дизайне сайтов, при этом скорее информационной направленности, так что не надо приводить примеры про «креативный креатив», который в отдельных случаях бывает нужен и созданием которого, действительно, крайне сложно управлять с позиций общего или проектного менеджмента.

спустя 9 минут [обр] z...(1/47)[досье]
Дунька [moderated]:
Заканчивая флейм...
Вообще, арт-директор это тоже менеджер, если уж разбираться, просто с определенными дополнительными навыками (или, если удобно - наоборот: дизайнер с навыками менеджера, но факт в том, что он так или иначе менеджер).
спустя 1 день 7 часов [обр] Кирилл Вятчин aka eril[досье]

Евгений Бондарев:

  1. Требования к реализации интерфейса (простой или "продвинутый". простой хорош для пользователей, продвинутый сложнее для понимания, но более впечатляющий, что может быть плюсом для корпоративного сайта)

;-)

„Впечатляющий интерфейс“ — хреновый интерфейс. Щщастье наступает тогда, когда интерфейса вообще никто не замечает.

спустя 1 день 9 часов [обр] Евгений Бондарев aka Eugene Bond(3/1600)[досье]
Кирилл Вятчин aka eril:
Заказщики бывают разные ;)
Бывает, хотят, чтобы все мигало, летало и "блымало"...
спустя 24 минуты [обр] Алексей Волков, он же «Росомаха из Флориды»(17/468)[досье]
Это не заказчики, это дети малые, которых нужно образовывать (если они и правда нужны как заказчики), или просто выпроваживать (если образовывать нет ни времени ни желания).
спустя 15 минут [обр] Евгений Бондарев aka Eugene Bond(3/1600)[досье]
Алексей Волков, он же „Росомаха из Флориды“:
Ну, если денег платят, то у них и флаги на страницах колышутся, и текст мигает, и снег падает....
спустя 59 минут [обр] Алексей Волков, он же «Росомаха из Флориды»(17/468)[досье]
Евгений Бондарев: Если колышутся — значит, мало платят. И никто из серьёзных разработчиков не захотел им делать сайт.
Powered by POEM™ Engine Copyright © 2002-2005