Xpoint
   [напомнить пароль]

Куда катится наш веб, господа?

Метки: [без меток]
2011-07-12 11:43:15 [обр] Илья Cтpeльцын aka SelenIT(1/171)[досье]

Наступит ли долгожданный "вебтриноль", на что он будет похож и будет ли похож на что-либо? Или все закончится глобальной веселой фермой по облайкиванию нанотвитов? Можем ли мы сейчас как-нибудь на это повлиять, и если да, то как?

Предлагаю слегка пофлеймить в свободном стиле о судьбах веба вообще и о специфике настоящего момента в частности. А то лично у меня целостной картинки не складывается почему-то, одни противоречивые впечатления и взаимоисключающие параграфы (потому и вопросы такие дурацкие задаю). Надеюсь, что мощь коллективного разума (тем более, составленного из таких незаурядных отдельных единиц, как завсегдатаи Точки;) в очередной раз поможет преодолеть информационную энтропию и "самозародить" что-нибудь дельное!

спустя 1 час 24 минуты [обр] LookeR(5/1069)[досье]

Хм... если я правильно понимал термины и ситуацию то 2.0 это был "прорыв" в сторону интерактивности, т.е. сайты стали инструментами взаимодействия владельца ресурса с пользователями в оба направления в пределах сайта, без применения эл.почты и пр. коммуникаций.

В качестве последствий развития "интерактивности сайта", появились социальные сети...

Дальнейшее развитие вроде идёт в сторону внедрения в сайты некоторой доли реайл-тайм реальности... в виде сервисов "кто тут рядом" и "что это такое"...
Т.е. если ранее народ "уходил в инет" то теперь "инет идёт к народу" и тянет за собой "ушедших в инет" ранее. И довольно навязчиво идёт...

Ну, далее наверное, по логике "насытив реальность" интернет-проектам захочется снова затянуть "в виртуал" какими-то сервисами недоступными реализацией в реале.
Пока, я так вижу, что это только виртуальные миры... и так сказать "реал-тайм виртуальные туры", которые... ну, наверное, даже я бы это назвал "оцифровкой реальности" в 3D.
Ведь приятно иметь возможность посидеть с друзьями в виртуальной обстановке реального парижского кафе, но с трансляцией реальной обстановки за стенами.
Или в тихом скверике, или на берегу... или на концерте... но мне почему-то кажется, что это не ближняя перспектива.
Хотя... web-камеры и 3D-игры вполне достигли такого уровня, что можно и слить их вместе...

Что-же касается непосредственно сайтов в их "плоском" текстовом и графическом представлении... да, похоже, что ничего особенного... хотя, то самое "кинотеатральное 3D" должно получить какое-то внедрение, как в жизни, так и в инете. В качестве привычной повседневности, а не "забавы".

спустя 48 минут [обр] Алексей Севрюков(0/1280)[досье]
LookeR[досье] Присоединяюсь. Дальше будет повышаться уровень интерактивности, в итоге переходящий в виртуальную реальность.
спустя 1 день 10 часов [обр] Евгений Седов aka KPbIC(0/176)[досье]
сообщение промодерировано

Сразу скажу, что я далек от терминов "2.0", "3.0". Не моя область. Но если позволите...

Я вижу 2 тенденции: желание клиента отслеживать события на сервере (наверное, это "интерактивность") и увеличение информационного шума (реклама, неинтересные или просто глупые посты) до дискомфортных значений. При этом мы имеем протокол без удерживания TCP-соединения и отсутствие внятных бизнес-схем для владельцев сайтов (не соц.сетей и не корпоративных сайтов, продающих товары). Получается, что сегодня невозможно создать сайт, о котором говорит LookeR[досье], где бы приятные друг другу посетители общались он-лайн в 3D, а владелец "кафе" еще бы и имел свой маленький (если сайт небольшой) профит.

Внедрение IPv6 позволило бы решить проблемы HTTP образом, более изящным чем Ajax (типа, распределения потокового видео через клиентов). И, отчасти, помогло бы отсечь нежеланных клиентов.

IMHO, те, кто генерирует интересный контент (пусть даже в небольших объемах), должен получать деньги от тех, кто этот контент потребляет. Условно "умные получают, глупые платят". Мне кажется это было бы справедливо. Как это реализовать — не знаю. Но поиск нужной информации с каждым годом становится все более сложным занятием, из-за роста числа материалов, и, как следствие, роста информационного шума, о котором я написал чуть выше, и из-за катастрофического понижения процента полезных материалов в их общем объеме.

спустя 1 день 16 часов [обр] Сергей Костин(0/21)[досье]
сообщение промодерировано
Я заметил, что текущий веб начинает все больше и больше партироваться на мобильные платформы(Android, IPhone, WebOS и т.д.). Пишутся клиенты для доступа к соц. сетям и прочим сервисам(например я свой Trac иногда отслеживую через мобильный), сайты оптимизируется под версии мобильных браузеров.
Одним словом люди хотят постоянно быть он-лайн. Часто стал замечать, что в кафе люди серфят инет уже ни сноутбуками, а с плантшениками или с телефонами.
спустя 1 час 52 минуты [обр] Thirteensmay(0/157)[досье]

В дальней перспективе по моему очевидно что виртуальная реальность. Только в дальней не из-за отсутствия удержания TCP соединения или поддержки 3D, тут то как раз все нормально, WebSockets и WebGL уже можно использовать, и в ближайшее время их будут подтягивать, с производительностью JS последнее время также получшало. Проблема виртуальной реальности это проблема интерфейса, эффекта присутствия, окончательно будет решена только прямым взаимодействием с мозгом, а тут есть моменты. Впрочем очков и наушников в принципе на начальном этапе по моему вполне хватает, таким образом проблема "Виртуальной Реальности 1.0" это всего лишь проблема распространенности 3D очков ;) ну и соответствующей поддержки вывода в браузерах, что собственно пустяк. Честно говоря я не понимаю почему очки до сих пор слабо распространены, ведь какая ниша однако, технологически устройство не сложное, и при постановке на поток стоить будет не сильно дороже обычного монитора.

Какого то возможно особого влияния IPv6 на Web я не вижу, тут влияние будет общесетевым, проблема удержания соединения это не IP проблема, и решение то уже есть. Но другое дело конечно что может получить развитие общение напрямую между клиентами, минуя сервер, Opera в этом плане как известно относительно недавно шевелилась, правда в конечном счете она всеравно хотела завязать всех на свои сервера, и возможно поэтому от части и не пошло, но идея то по моему вполне может прорасти, в том или ином виде, распределенные сайты, все тот же обмен сообщениями и т.п. Вопрос в первую очередь наверное протокола, ну и поддержки со стороны ведущих браузеров конечно.

Ну и еще одно замечание - сращивание классических локальных приложений с сетевыми сервисами. Офис, разнообразные коммуникационные программы естественно, переводчики, плееры, инструменты разработки и т.п. уже в полный рост, и это по моему будет развиваться, хотя тут конечно есть моменты, но производителям это выгодно, а значит так или иначе будет. В последнее время 10 мегабитным каналом никого не удивишь, а ведь этого вполне достаточно для массы приложений. Таким образом я что хочу сказать, а то что среда в общем то созрела, если лет 5-7 назад все еще было весьма призрачно, и каналы, и возможности браузеров, и остальные технологии, то сейчас вот оно, практически у ног. И если с "демократией" может и не получиться, то с остальным то уж проблем не вижу ;)

спустя 21 минуту [обр] LookeR(5/1069)[досье]
сообщение промодерировано

Thirteensmay[досье]
Если вы об очках вместо монитора - проблема со зрением будет адская... глазные мышцы атрофируются у фанатов очков. Тогда уж шлем реальнее, но это тоже не фонтан...

Надо пояснить, пожалуй, что когда я говорил о 3D-реальности - имел ввиду имитацию на уровне 3D-игр в пределах монитора. Так сказать разновидность общения через web-камеры.
А когда говорил о реализации 3D-технологий в рамках "текстовых" сайтов имел ввиду те самые двухцветные очки...

спустя 2 часа 8 минут [обр] Thirteensmay(0/157)[досье]
LookeR[досье] Да, я именно о видео-очках, активных, без монитора. Соль в том что они в отличии от монитора, пусть даже 3D монитора без очков, обеспечивают гораздо лучшее погружение, монитор это всего лишь окно в виртуальный мир, а в очках он вас окружает. Проблемы со зрением это детская болезнь технологии, они легко решаются, просто пока это вторично. Дело там в том что глаз мертво фокусируется на одно расстояние, простейшее решение - периодически менять его управляемой линзой, тогда и глазу придется подстраиваться и мышцы будут работать, станет как минимум не хуже чем при обычным мониторе. А вообще, есть куда более шикарная идея, и она уже реальность - слежение за глазом, как это делают некоторые 3D мониторы без очков, только из очков за глазом можно следить на порядки лучше, вплоть до например ультразвуковой локации хрусталика, и соответственно определения фокусного расстояния, а это открывает перспективу полного соответствия условиям реального мира, можно будет наводить картинку в которой разные объекты будут иметь разное фокусное расстояние, такие очки для лечения надо прописывать ;)
спустя 1 час 30 минут [обр] Thirteensmay(0/157)[досье]
Кстати, по поводу парижского кафе, почему же не ближняя перспектива ? и уж тем более почему нельзя создать такой сайт ? По моему на данный момент технологически это реально, это даже не перспектива а в общем то реальность, просто никто не делает - надо несколько потратиться а профит туманный, но технологически реально. Вопрос скорее именно бизнес-схем.
спустя 17 часов [обр] Илья Cтpeльцын aka SelenIT(1/171)[досье]

LookeR[досье], Алексей Севрюков[досье], Евгений Седов aka KPbIC[досье], Сергей Костин[досье], Thirteensmay[досье], огромное спасибо за интерес к теме и интересные мысли!

Первым делом откомменчу то, с чем хочется поспорить — насчет трехмерности.

Честно скажу, в отношении "трехмеризации" веба я скорее скептик. Я успел застать пафос, с которым ее предвещали на рубеже 90-х/00-х, когда соотв. технологии появлялись как грибы после дождя (VRML, 3DML и куча менее известных). Но все они заглохли в зародыше. И дело явно не в ограничениях тогдашней технической базы — 3D-игрушки (прежде всего, конечно, FPS) в ту же пору и на той же базе бурно развивались и наращивали популярность, в т.ч. по сети. Кстати, были уже тогда и попытки внедрить 3D-игру прямо в браузер, в т.ч. по-своему успешные (напр. Wolf5k и 3D Tomb), но это скорее были технические курьезы и демонстрации технологий, как и относительно недавний Canvasscape. Имхо, вебу (именно вебу, не интернету вообще) трехмерность пока просто не нужна. Всё-таки, имхо, для большинства людей веб воспринимается как продвинутая газета или журнал — почти волшебная (как газеты магов в "Гарри Поттере" с живыми иллюстрациями и информацией "не для магглов";), газета, где из рубрики "киноафиша" можно мгновенно (магически:) перенестись в "кинотеатр" (прямиком на нужный сеанс), а из рубрики "Знакомства" — прямиком на свидание (виртуальное или нет — на вкус пользователя) — но именно газета, а не телевизор с игровой приставкой. Среда, представляющая удобный доступ ко всему — включая развлечения, включая трехмерные — но не само развлечение. К тому же у пользователей за годы существования веба выработалось такое множество привычек и автоматизмов, что и Нильсену не описать, и любое отступление от этих привычек чревато потерей большой части аудитории (вспомним судьбу первой версии ТопФорТопа с прекрасной, имхо, концепцией и визуальной составляющей — но до ужаса непривычной флешевой навигацией). Так что виртуальные города, по которым можно прогуливаться, читая новости на стенах и обмениваясь твитами с прохожими ("глубина-глубина, я не твой";), мы, вероятно, увидим разве что в антураже очередной браузерной игры (скорее всего, уже есть такая, просто я не в теме) — но не в качестве мейнстрима.

Вот веб-интерфейсикам, возможно, немного тридэшности не повредит. Если модальные окошки (алертики, лайтбоксики и т.п.) будут не просто рисоваться поверх основного окна, но реально выходить на пару-тройку сантиметров в пространство перед ним, давая возможность чуть-чуть "заглянуть за край" — на мой взгляд, субъективно это прибавит интерфейсу наглядности. Причем для этого никаких очков не надо, вполне достаточно автостереоскопических экранов, которые уже сейчас массово ставят на новые смартфоны и планшеты. И делается элементарно. Так что ждем от W3C каких-нибудь "3d-z-distance" или "3d-parallax-size" году этак к 2019-му (если только эта организация столько протянет:). Хотя в целом, по моим наблюдениям, глянцевая "вебдванольная псевдотридэшность" всё больше выходит из моды, уступая место аккуратно разлинованной строгости GMail-а и новых office-ов (Гугл вон даже с логотипа Хрома блики поубирал:).

Массово серфить в 3D-очках же никто не будет по причине банального неудобства, мне кажется. Тем более в шлемах: простые шлемы мало чем отличаются от очков по результату, но намного дороже, а те, которые потенциально дают полное присутствие (недавно анонсировали "бесфокусную" камеру, фиксирующую не только яркость пикселя, но и направление света в нем, по идее, этот же подход можно перенести и на экраны...) будут доступны единицам, по крайней мере на первых порах. Да и вообще, как выше справедливо отметили, веб развивается в сторону мобильности и носимости — а установки виртуальной реальности в стиле той же лукьяненковской "Глубины" или, скажем, "Суррогатов", наоборот, привязывают пользователя к одной точке...

спустя 57 минут [обр] Илья Cтpeльцын aka SelenIT(1/171)[досье]
IMHO, те, кто генерирует интересный контент (пусть даже в небольших объемах), должен получать деньги от тех, кто этот контент потребляет. Условно "умные получают, глупые платят". Мне кажется это было бы справедливо. Как это реализовать — не знаю. Но поиск нужной информации с каждым годом становится все более сложным занятием, из-за роста числа материалов, и, как следствие, роста информационного шума, о котором я написал чуть выше, и из-за катастрофического понижения процента полезных материалов в их общем объеме.

Вот этот аспект меня волнует сильнее всего. Еще пару лет назад я наткнулся на статью с отличной метафорой для этого безобразия:

...Основная задача большинства ресурсов — просто привлечь посетителей. Польза для посетителей находится на втором месте.

Любопытно наблюдать, как вырождается сама идея гипертекста, который был придуман специально, чтобы создавать ссылки на документы — ссылаться на информацию, а не дублировать её. Фундаментальная задача гипертекста как раз и состояла в том, чтобы исключить дублирования и максимально приблизить источник информации к её потребителю.

Всё-таки человечество фантастически инертно. Нашёлся гений, который дал ему колесо, но люди положили это колесо на бок и сделали из него ещё одну волокушу.

Интересно, какой антигений придумал кнопку перепоста в ЖЖ...

На заре интерактивности была надежда на "мудрость толпы" — типа, качественный контент всё равно поднимется в топ за счет "лайков", "захабриваний" и т.п., а некачественный, как ни тиражируй его злобные спамеры, неминуемо будет "отхабрен" и уйдет в небытие. Какое там ([:|||||:] в тему). К тому же, насколько я в курсе, для поисковиков кол-во ссылок на материал приоритетнее социальных рейтингов... или уже нет? Получается, больная информация бесконтрольно размножается, а здоровая остается в меньшинстве — что это, если не рак в терминальной стадии? Одно из определений "веба 3.0", если не путаю, предполагало появление в нем "иммунной системы", более эффективной, чем "мудрость толпы" (скорее ближе к экспертному совету Википедии, которая на фоне других популярных ресурсов и впрямь держится относительно молодцом). Понятно, что самый эффективный механизм — экономический, но сегодня он явно работает на энтропию (рейтинг важнее содержания)...

Еще занятная тенденция — сокращение объема единицы информации (статья на сайте → пост в блоге → твит → ???). С одной стороны, "краткость — с. т.", но с другой, не всё впихивается в 140 символов без потери качества. Может, с какого-то момента веб просто "расслоится" на две (как минимум) "фракции" — одну "легкую", мобильную и сиюминутную, и другую — "тяжелую", "солидную" и "долгоиграющую"?..

спустя 14 минут [обр] LookeR(5/1069)[досье]

Илья Cтpeльцын aka SelenIT[досье]

Так что виртуальные города, по которым можно прогуливаться, читая новости на стенах и обмениваясь твитами с прохожими ("глубина-глубина, я не твой";), мы, вероятно, увидим разве что в антураже очередной браузерной игры (скорее всего, уже есть такая, просто я не в теме) — но не в качестве мейнстрима.

Ну, такому развлечению уже не один год и даже не 5... и это не игра, а такой "чат". Давненько я туда не захаживал. Даже интересно на сколько продвинулись от периода развития 3Dfx... http://www.activeworlds.com/

спустя 3 часа 19 минут [обр] Thirteensmay(0/157)[досье]

Надо определиться что мы понимаем под Web, а то слепой глухого не разумеет, выводы будут не верными. Лично я не согласен с его определением как интерактивного, волшебного журнала, предоставляющего доступ, но не само "развлечение", Web ресурсы изначально ориентированы на предоставление контента, не суть важно от куда он берется на самом деле, это уже технические вопросы, главное что пользователь получает его на ресурсе, поэтому мы и говорим о новостных сайтах, библиотеках, форумах и т.п. В противном случае масса современных, по устоявшемуся определению Web ресурсов, таковыми не являются, ибо предоставляют возможности коммуникации, совместной разработки, накопления знаний и пр. "развлечения", именно сами. Даже если опустить момент с тем кто именно представляет услугу, все равно определение получается устаревшим, многие современные ресурсы по функциональности уже давно вышли за рамки интерактивных журналов. Web 2.0 уже давно не вершина прогресса, хотя и массов, а по большому счету никогда ей и не был. Лично для меня, как программиста, в этой терминологии, Web начался сразу с 3.0 ;) в 1999 г. когда я начал разрабатывать веб-сервис по учету переводов, сотрудники публиковали статьи, а девочки переводчики их переводили, естественно все это надо было учитывать, помечать, контролировать сроки, исполнителей, создавать отчеты. Вот с тех пор только в этом ключе и работаю, не сделал ни одного "классического" сайта, зато массу "сервисов". На мой взгляд современный веб ресурс это информационный сервис, базирующийся на определенном стеке т.н. Web-технологий, именно этот стек его и классифицирует.

Все это я к тому что узость определения "интерактивного журнала" не позволяет полноценно оценивать перспективы, реальный веб гораздо шире. Конечно, это не означает что завтра все кинутся в 3D виртуальную реальность, ниша у плоского веба будет всегда, но развитие постепенно идет в эту сторону, да и собственно, а какие то перспективы ? даже не у веб, а вообще у человечества ? По моему веб как нельзя лучше подходит на роль основы для будущей виртуальной реальности. Трехмерность не то чтобы не нужна, а нужна не сильно, тем более если рассматривать веб как интерактивный журнал, и без погружения, т.е. на плоском мониторе. А вот если говорить именно о виртуальной реальности, с погружением в 3D, то думаю если бы она была свободно доступна ей бы очень многие заинтересовались. Что же касается почему до сих пор нет, хотя технологии есть ? - да все очень просто - деньги ;) Игрушку можно продать, а вот веб не продашь, ;) он ведь по сущности своей "общий", т.е. для запуска необходимо чтобы все технологии были открыты, бесплатны и широкодоступны, 10 лет назад с этим было хуже чем сейчас, некоторых составляющих вообще не было, другие, типа организации погружения, были очень дороги, сейчас лучше, но все равно, не хватает как минимум бесплатной технологии слежения типа MS Kinect, хотя в принципе это не так уж и дорого (у меня за спиной сидит начальник отдела видеораспознавания), ну и еще кой каких мелочей.

спустя 17 часов [обр] Thirteensmay(0/157)[досье]
Тут пожалуй я поясню что я имею в виду под "Виртуальной реальностью 1.0", почему это реально уже сейчас, почему это нужно, интересно и удобно. Представьте себе что в дополнение к обычной клавиатуре, мыши и монитору, для плоской работы, перед вами стоит несколько камер, вы сидите в кресле и надеваете 3D очки. Тогда вы попадаете в окружающую вас 3D реальность, где вы также сидите в кресле, за столом с другими собеседниками, в обстановке все того же например парижского кафе ;) Вокруг вас могут ходить люди (трансляция с камеры из реального кафе) в данном случае это будет плоская картинка натянутая вокруг нашей 3D сцены. Вы слышите все окружающие звуки, все что говорят собеседники. Ваш аватар весьма сильно похож на вас, или нет, как захотите, вопрос лишь настройки стандартного аватара. Вы видите свои руки, тело, можете ими двигать, привставать из кресла, можете улыбаться, моргать, даже шевелить ушами. Все это управляется движениями вашего реального тела отслеживаемого камерами стоящими в реальности. Естественно вы видите все движения собеседников. Качество сцены весьма высоко, я надеюсь вы в курсе возможностей современных 3D движков, т.к. сцена ограничена она может иметь высочайшую детализацию, raytracing и т.п. Т.е. сцена будет практически фотореалистичной. Вам нужна клавиатура - нет проблем, она возникнет перед вами, при этом в реальности и в виртуальном мире ваши руки лежат на подлокотниках кресла а запястья на специальной планке перед, чтобы руки не уставали, тогда вы просто шевелите пальцами в воздухе, а в виртуальном мире ваши пальцы летают над виртуальной клавиатурой. Вместо мыши у вас 3D мультитач, т.е. вы протягиваете руку перед собой и просто хватаете парящий перед вами документ, или берете его со стола, захватываете пальцами прям как в реальности, подносите к себе чтобы рассмотреть и т.п. Все действия записываются, подошедшие позже участники могут просмотреть и даже отчасти поучаствовать в уже свершившейся "беседе", развить ее из любой точки. Ну вы короче надеюсь понимаете какие тут открываются возможности. И что же, скажете что это не нужно, потому что привыкли по старинке к чтению "журналов" ? По моему это весьма перспективно и захватывающе ;) Вопрос в том кто сделает первым, все технологии есть, но для массовости конечно нужны некоторые дополнительные условия.
спустя 1 час 35 минут [обр] Thirteensmay(0/157)[досье]
«AиФ»: - В 1950 году вы написали книгу, принёсшую вам всемирную славу, - сборник рассказов «Марсианские хроники». Там говорилось: уже к началу второго тысячелетия на Марсе будут поселения, целые города землян. Как вы думаете, почему этого в итоге так и не произошло?
Рэй Бредбери: - Меня часто про такое спрашивают, и я люблю фантазировать над ответами. Чтобы они были разными! Ответ сегодняшнего дня: потому что люди - идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. А вот если бы мы развивали науку, осваивали Луну, Марс, Венеру... Кто знает, каким был бы мир тогда? Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы.
так что и через 50 лет, вполне возможно, будем читать те же газеты.
я кажись тебе говорил своё мнение на этот счет. интернет - просто зверски революционное изобретение, из разряда полёта в космос. Интернет мог бы изменить жизнь на корню, если бы человек захотел. Но вместо того мы видим социальные сети и прочую ненужную хрень, которой и за окном полно.
спустя 5 часов [обр] Илья Cтpeльцын aka SelenIT(1/171)[досье]

Насчет "ненужных хреней" и того, "могут ли ошибаться полмиллиарда леммингов" — вопрос, конечно, философский... :). Но в целом описанная "виртуальная реальность 1.0", имхо, несмотря на всю свою захватывающую эффектность (при самых оптимистичных допущениях - картинка на фоне плавная и качеством не ниже FullHD, пусть нынешние массовые веб-камеры и с этим не всегда справляются, пинги близки к нулю, а не как у ADSL, и т.п.) обречена остаться игрушкой для узкой прослойки гиков. В лучшем случае появится навороченная приставка с этой технологией (как тот же Kinect при X-box'е) и десяток-другой сетевых игр под нее + социалка/чат для пользователей на том же движке (они-то и будут ходить в виртуальные кафе хоть Парижа, хоть Корусанта:). Но обычный "офисный хомячок" скорее потратится на новый смартфон, чтобы читать новые сообщения вконтактике по пути на обед и обмениваться там впечатлениями о реальных окрестных кафе, чем на эту систему очков, камер и специальных кресел (которую, вдобавок, не в каждую малогабаритную квартиру впихнешь, не говоря о студенческой койке в общаге). Вот когда доведут до ума и массового производства голографические дисплеи и выйдет "новейший революционный iPad 12" с таковым — тогда, возможно, ситуация изменится. Можно провести аналогию с видеотелефонами, мне кажется: технические возможности для них существовали еще с 1960-х, гики восторгались фантастичностью самой возможности, а фантасты в один голос предсказывали скорую массовость и повсеместность. Но люди предпочли более явное удобство — мобильность (о которой большинство фантастов, кстати, и не мечтали). И лишь с появлением скайпа и широкополосных линий видеозвонки заняли свое место в уже новой, визуальной от рождения, среде.

Мне кажется, великий фантаст несколько сгустил краски: люди — не идиоты, идиоты не придумали бы интернет (и даже фконтактег:). Но люди — очень ленивые существа, и это имеет под собой глубокую эволюционную основу: прилагать усилия стоит лишь для того, что даст заведомо стоящий этого результат, иначе слишком велик риск угодить под естественный отбор. И не случайно эту лень называют двигателем прогресса. Поэтому шансов на успех у новинки тем больше, чем очевиднее польза от нее и чем меньше затрат времени, денег и усилий требуется для ее интеграции в повседневную жизнь (в этом плане меня удивляет медленный рост популярности бытовых роботов — я ожидал бума, сравнимого с бумом мобильников в конце 90-х...).

Лично у меня ощущение "причастности к фантастике" возникает, когда я оглядываю незнакомый район через простенькую камеру своего телефона за 180 у.е. и практически тут же вижу, где в этом районе какая остановка транспорта, какой транспорт там ходит и через сколько минут по расписанию должен подойти нужный мне маршрут. Или когда "навожу" этот же телефон на звездное небо и вижу подписи всех созвездий и планет, как в планетарии:). Тут и отдача от космоса чувствуется (GPS, как-никак), и главное, имхо, достижение прогресса — доступность технологий, еще вчера однозначно казавшихся фантастикой. Где-то здесь, имхо, проходит граница, за которой начинает действовать 3-й закон Кларка ("неотличимость продвинутой технологии от магии")... Правда, это восприятие одного отдельно взятого "офисного хомячка", но успех технологии в конечном итоге определяют потребители... :)

спустя 6 часов [обр] Thirteensmay(0/157)[досье]

Нет тут никаких философских вопросов, либо мы создаем новые технологии, либо утилизируем старые, либо создаем новую среду, либо в очередной раз рисуем карту неризиновска. Прогресс не хомячки двигают, а вы, и если вы на них будете ориентироваться, то и прогресс у вас будет хомячковый. Естественно что новые технологии сначала становятся достоянием гиков, и с навигаторами так было, но это ведь не означало что они не перспектива и их не надо развивать. Теперь это уже давно реальность, а не перспектива. А мы о чем ? Если вас так уж напрягает отсутствие стола и монитора, а вместо этого очки с камерами, то представьте например что все тот же студент ляжет на свою койку, положит на грудь коммуникатор, подключит к нему комплектные очки, и все также попадет в 3D с мультитачем, только с одними руками отслеживаемыми из коммуникатора. И не надо тут пожалуйста наковыривать проблемы типа невозможности качественной передачи FullHD ;) Мы говорим о ближайших перспективах. Очевидно кто то хочет умереть богатым и окучившим миллион хомячков, а кому то на это наплевать, он хочет задвинуть реально новое, опять таки, о чем мы ? Разрешите вам напомнить о том что вы спрашивали - как нам повлиять на то чтобы все не закончилось веселой фермой, так вот, мне кажется в первую очередь - надо хотя бы думать в соответствующем этому направлении.

Фантаст може и сгустил, сказка ложь да в ней намек. Интернет придуман не хомячками и не для них, как известно для ученых, а ими не лень движет. Не лень двигатель прогресса, а в первую очередь интерес и необходимость. Конечно, реальной экономики никто не отменяет, но то о чем я говорю ей и не противоречит, тем более на фоне уж совершенно казалось бы ненужных но "успешных" проектов. Я не настаиваю на том что виртуальная реальность дело ближайших дней, особенно с учетом нашей "экономики", но то что это реально, и востребовано, раз уж об этом говорит не один человек даже здесь, по моему очевидно. Хомячки будут юзать журналы, их особо не спрашивают, что дадут то и сожрут, а чего хотите вы ? Какие еще варианты ?

спустя 2 часа 49 минут [обр] Илья Cтpeльцын aka SelenIT(1/171)[досье]

Thirteensmay[досье], в предлагаемой технологии меня напрягает не отсутствие стола, а как раз наличие очков :). Всё-таки, погружение в Глубину с отрывом от "нормальной" реальности — немножко экстрим, аттракцион навроде популярных "5D-киносеансов". Мне кажется, что слияние виртуальности и реальности скорее пойдет (и уже идет) "оттуда" — через дополнение и обогащение (пресловутый augmentation) обычной реальности виртуальными элементами. То же "парижское кафе", мне кажется, совсем немного потеряло бы, будучи реализованным в виде "окна в Париж" на базе обычного монитора — с возможностью заглядывать за края, менять ракурс и перспективу (простейший head tracking во flash, который уже давно работает — осталось употребить по назначению, есть надежда, что открытые стандарты тоже вот-вот подтянутся), а при отсутствии вебкамеры — фоллбэк в виде обычного фонового видео (тоже неплохо). А в ближайшей перспективе, когда эти обычные мониторы научатся с приемлемым качеством выводить картинку в пространство перед собой (технологии, опять же, есть уже сейчас — автостереоскопия для "хомячков" и аризонская разработка для супергиков, как минимум:), да еще 3D-принтеры станут массовыми и дешевыми — вот тут-то обе реальности и встретятся, и сольются воедино пользователям на радость (заглянул через "окно" в парижскую лавочку, ткнул пальцем — выбрал сувенир, обаятельная виртуальная продавщица тут же "упаковала" и "протянула" упаковку с экрана прямо в руки пользователю — а за это время заказанный сувенир как раз выполз из принтера;). Эволюционным путем, без резкого отказа от старого (и это лишь один из бесчисленных возможных вариантов).
 
И я не совсем согласен с исключающими противопоставлениями "либо (только) новое, либо (только) старое" и "либо карта "нерезиновки", либо новая среда". Начиная с того, что полностью детализованная, трехмерная (а то и четырехмерная, со встроенной "машиной времени" — навел на здание или иной объект, покрутил шкалу и увидел его 70 лет назад или через 50 лет в будущем, в соответствующем историческом/фантастическом антураже, в любое время года) карта такого сложного объекта, как Москва — это уже по факту новая среда, с кучей новых возможностей (3D-навигация, поиск в заданном пространстве, прокладка маршрутов для поездок и коммуникаций, логистика в реальном времени и т.д.), а за чертой "нерезиновки" (даже на Марсе:) тоже есть жители, которые скажут огромное "спасибо" за такую среду. И продолжая тем, что большинство известных попыток "революционного преобразования" веба, "осчастливливания" пользователей путем "силового" перевода на новые технологии, заканчивались пшиком (печальная судьба XHTML тому самый яркий пример — и, кстати, как сегодня поживает "веб для холодильников и микроволновок", который этот XHTML, по замыслу, должен был приблизить?). Тогда как пресловутый "paving the cowpaths" — по сути именно что утилизация, унификация, стандартизация и интеграция воедино давно известных по отдельности технологий и фич — дает в совокупности "новизну" HTML5/ЖHTML, привлекающую и восторгающую как гиков, так и дельцов.

Аналогично, имхо, и с "поднять миллионы на хомячках" vs. "задвинуть реально новое": самая революционная новинка останется незамеченной и войдет в историю как технический курьез (пусть и опередивший свое время, как вертолет Леонардо), если окажется интересной лишь автору и узкому кругу его единомышленников. Да, не "хомячки" двигают прогресс — но именно они в конечном итоге его спонсируют. Без их отклика самая замечательная идея рискует остаться, по меткому выражению одного скандально известного блогера, "идеей на минус миллион".

Лично я как раз испытываю ностальгическую любовь к "теплому ламповому" вебу-газете, где можно (не сразу, продравшись предварительно через груды мусора, но всё же) получить именно информацию (факты, пруфлинки, первоисточники, комментарии компетентных экспертов с разных сторон). И меня дико огорчает, когда "хомячки" радостно и весело меняют это на филиал зомбоящика, радостно качая с ютуба всевозможную "запрещенную" вирусную рекламу и бесчисленные ролики "как оно на самом деле" с конспирологическими бреднями, щедро приправленными НЛП и примитивным гипнозом, при этом отчаянно гордясь фактом "приобщения к секретной информации не для быдла". Так что "заберите эти видео-шмидео, оставьте мне мой родной веб-библиотеку и мой привычный веб-газету" — это скорее моя личная эмоциональная реакция, "хомячкам" я ее зря приписал (и вообще как-то подсознательно "вытеснил" феномен сращивания веба с TV, хотя объективно это тоже занятная и актуальная тенденция наших дней). Возможно, потому я и невольно сузил определение — то, что начинается с ютубовских роликов, для меня психологически "уже как бы и не веб вовсе". Был неправ, признаю. Но всё равно, сугубо имхо, суть веба останется информационной, независимо от уровня интерактивности и визуальных наворотов. Всё-таки, на сегодяшний-завтрашний день в базовых основах веба (основном протоколе и основном языке), как и 10 лет назад, значится пусть гипер- (да хоть "гипер-супер-пупер-ультра-мега-ух-ты-ваще"!), но всё-таки текст... :)

Но спасибо за важное напоминание! Только сейчас, набирая этот ответ, я всерьез задумался: неужели "смена ориентации" веба с информационной на мультимедийную была-таки переходом его в новое качество? Хочется верить, конечно, что нет...

спустя 3 часа 36 минут [обр] LookeR(5/1069)[досье]
неужели "смена ориентации" веба с информационной на мультимедийную была-таки переходом его в новое качество?
Аудио-визуальная подача информации лучше "вливается" в головы. Перевод сухого текста в мультимедиа - закономерный процесс. Те-же популярные аудиокниги, видеолекции, видеорепортажи, он-лайн трансляции и "мобильные репортёры"...
Скоро и комментарии аудио-визуальные оставлять будем... с собственными персонажами-аватарками...
спустя 4 часа 14 минут [обр] Thirteensmay(0/157)[досье]
Скоро и комментарии аудио-визуальные оставлять будем...

Чу, вот она, тихая поступь виртуальной реальности ;) В ней все это получается "из коробки", не надо ничего снимать, записывать и т.п. Тут преимущества 3D с погружением и всплывают.

неужели "смена ориентации" веба с информационной на мультимедийную была-таки переходом его в новое качество?

Нет, веб изначально закладывался как мультимедийный, и мультимедиа это информация. Еще раз позволю себе заметить что у вас какое то странное, превратное понятие веба, как журнала. Таковым был разве что его прообраз - научная сеть по публикации статей и пр. материалов, но то как известно было еще до исхода евреев из рима, а вот веб уже сразу закладывался как мультимедийный. Переход в новое качество произошел тогда когда в сети научной документации появился человек, а не зануда ученый, впрочем это был все тот же ученый, но коротавший например вечером свободное время, тут то ему и пришло в голову - "а какого собственно черта ?" Так в вебе появилась жизнь. А что нужно обычным пользователям ? правильно, хлеба и зрелищ, котенков им подавай, да померятся чем нибудь, а вы журна-а-ал да журна-а-ал... Нет никакого перехода в новое качество, есть постепенное развитие, в соответствии с изначально заложенной идеей единой информационной среды, и оно таки закончится созданием виртуальной реальности. Эта гребаная текстушка не позволяет передать интонации, мимику и жесты, а то глядишь было бы понятнее ;)

спустя 17 минут [обр] Евгений Седов aka KPbIC(0/176)[досье]
Thirteensmay[досье] Web — это паутина. Как я понимаю, достаточно однородная. То есть, вы без труда переходите с одного сервера на другой и меняете клиента. Если сегодня ведущие разработчики браузеров не могут одинаково вывести простенький текст, то как они договорятся, когда дело дойдет до 3D? Еще хуже, когда появятся приспособления, доставляющие пользователю тактильные ощущения — тут и до членовредительства недалеко.
спустя 55 минут [обр] Thirteensmay(0/157)[досье]

Будут конечно косяки с совместимостью, куда же без них, но как мы видим худо бедно, а общими стандартами они всетаки решаются, так что не думаю что это станет непреодолимой преградой.

Я тут вот еще что подумал, а как вам например "электронное правительство" ? особенно принимающее законы о информационной среде. Правительство вообще где живет ? Похоже там где принимаются решения, так вот если они будут приниматься в сети, на каком то например ресурсе, по результатам все тех же электронных обращений граждан, то что это вообще за правительство получается ?

Пожалуй можно выделить еще одну ближайшую перспективу и тенденцию - дальнейшее перемещение реальной жизни в интернет. Пусть даже по началу и как дублирование, но со временем ввиду многих очевидных преимуществ, что ? Представьте себе электронный офис, сотрудники по домам в виртуальных креслах, например как описано мной ранее (хотя конечно сразу не обязательно), но при этом на работе, отличий от обычного офиса мало, это уже далеко не удаленка, ну а для колхозников, в хорошем смысле этого слова, если сами в сеть, в офис, зайти не могут, то терминал можно поставить. Масса экономии получается, хотя конечно далеко не все офисы на это переведешь, но сама то тенденция, совершенно реально и без 3D погружения, вопрос организации, и в свете электронного правительства вполне может пойти.

спустя 5 часов [обр] Евгений Седов aka KPbIC(0/176)[досье]

Насколько мне известно, современные государственные структуры крайне слабы в вебе в принципе, и в отношении сетевой безопасности в частности. Я бы не ставил на них как на движителей прогресса в этом плане.

Для контраста — у меня был опыт общения с демократом, которого зовут Игорь Эйдман, выступающим за "электронную демократию". Опыт оказался не очень удачным — мне казалось преждевременным рассуждать о высокоуровневых возможностях пока не решены приземленные технические проблемы. Но кто из политиков станет слушать скромного программиста...

спустя 1 час 20 минут [обр] Павел Карасёв(0/14)[досье]
На мой взгляд веб - это инструмент. Такой же как язык - для общения, и такой же как окружающий нас мир, из которого мы делаем свои инструменты.
Языковую сущность веб уже проявил под термином 2.0.
А инструментальную сущность предстоит еще открыть, после того как произойдет прорыв в области программирования (тк. Словарное программирование уже доказало свою ограниченность - это сдерживающий фактор) и визуального представления (сложно работать с тем что нельзя потрогать). Это и будет веб 3.0
спустя 3 часа 23 минуты [обр] Thirteensmay(0/157)[досье]
Но кто из политиков станет слушать скромного программиста...

Значит некий интерес таки есть. Это лишь одна из составляющих, просто наиболее свежая. Думаю вряд ли ктото станет спорить об усиливающемся внедрении интернета в жизнь и соответственно жизни в интернет. Тут далеко не только информационный аспект - электронные продажи, банкинг, фрилансинг и т.п, все это примеры такого внедрения. Вот. А значит у нас есть уже третья ниточка к виртуальной реальности, после эффектности, визуальной привлекательности и лучшего освоения мультимедиа контента, это преимущества которые она может дать при совместной работе, одно дело например видеосовещание, и очевидно другое - оно же в ВР, элементарно больше способов выражения, демонстрации и воздействия.

Павел Карасёв[досье] Насчет визуального представления как вы понимаете у меня вопросов нет, но вот что вы имеете в виду под прорывом в области программирования, для меня осталось загадкой. Чем же вас не устраивают существующие технологии и что могуть дать перспективные, почему они необходимы ? Искусственный интеллект ?

Илья Cтpeльцын aka SelenIT[досье] Таки по поводу ВР, а знаете, я ведь не говорю что она вытеснит все, это всего лишь одно из направлений, интересно мне, кому то еще, но конечно не всем, я с удовольствием оставляю вам ваш любимый теплый ламповый веб ;) Ссылки, переходы, из реальности в виртуальность, оттуда в старый веб и обратно, крест накрест, каждый выбирает то что ему в текущий момент больше надо, идея общего информационного пространства в общем то такова. Более того, как вам например идея кооперации, когда например на основе вашей карты в ВР будет виртуальный город, надо проложить маршрут - без проблем, достаточно плоского представления, а хотите на экскурсию - вот тут уже можете пожаловать в 3D ВР ;)

спустя 15 часов [обр] Павел Карасёв(0/14)[досье]
Thirteensmay[досье]
Посмотрите на программирование, и огромное количество придуманных языков. Все это создано для описания логики. Логика всегда понятна, а язык программирования - это преграда для доступа к логике - и это серьёзный сдерживающий фактор.
Если убрать языковую преграду, в программировании произойдет взрыв.
Причина, по которой я утверждаю, что языковую преграду возможно убрать, это то что логика на любом языке остаётся одинаковой. Также как яблоко останется яблоком, хотя в разных языках называется по разному. Мы можем говорить на разных языках, но если я покажу вам яблоко или его рисунок, то вы сразу поймете о чем речь (если это знакомый для вас объект)
спустя 1 час 58 минут [обр] Sauronix[досье]

ИМХО дальнейшее развитие веба должно идти в сторону мобильности и будет основано на системах так называемой "дополненной реальности". Даже сейчас уже наблюдается все более тесное проникновение сети и веба в частности в обычную жизнь. Уже сейчас появляются интересные решения и концепты, например поиск информации по достопримечательностям по снимку прямо с вашего телефона. Если развить эту идею получается куча интересных вещей, носимый компьютер + очки с проектором на сетчатку глаза(кстати это уже реальность, а в будущем возможно контактные линзы) и можно будет получить информацию об объектах наложенную на реальный пейзаж. Тот же виртуальный собеседник будет сидеть не где то в виртуальном мире, а в вашей комнате, наложенный на вашу мебель. Уже сейчас практически все технологии для этого есть осталось только чтобы они стали массовыми.

Логика всегда понятна, а язык программирования - это преграда для доступа к логике

 Вот здесь позволю с вами не согласиться, логика у людей может отличаться очень сильно, именно поэтому создано столько языков программирования. Самый простой пример сегодня прочитал на баше, Показывают одну и ту же картинку (женская рука держит какую то плату) админ говорит что на картинке плата видеозахвата, а бухгалтер возмущается что на картинке рука с ужасным маникюром :).

Powered by POEM™ Engine Copyright © 2002-2005